Дельсарт Франсуа
Дельса́рт Франсуа́ (Франсуа-Александр-Никола-Шери Дельсарт, François-Alexandre-Nicolas-Chéri Delsarte) (19.11.1811, Солем – 20.7.1871, Париж), французский театральный педагог, музыкант, певец (тенор), теоретик актёрского и вокального искусства.
В 1826–1830 гг. в Париже учился пению у А. Корона, затем в консерватории у А. Гароде и Л.-А.-Э. Поншара-отца. Выступал в театре «Опера-Комик» [дебютировал в 1830 в партии Фервиля в опере «Дом на продажу» (Maison à vente) Н. Далейрака]. Периодически выступал публично на ежегодных исторических концертах, которые сам же организовывал (исполнял там, в частности, фрагменты из произведений Ж.-Б. Люлли, Ж.-Ф. Рамо, К. В. Глюка). Рано отойдя от артистической деятельности, стал хормейстером аббатства Шатель в Париже; открыл при соборе курсы пения. Преподавал оперное пение в Парижской консерватории. Среди его учеников актёры Рашель, Б. К. Коклен.
Испытал влияние швейцарского теоретика физиогномики И. К. Лафатера, а также Ф. А. Месмера, Ж.-Г. Дебюро и др.
Разработал собственную систему подготовки актёра, впоследствии зафиксированную одним из его учеников – американским драматургом, актёром и режиссёром С. Маккеем (посещал класс Дельсарта в 1869–1870) – и получившую известность в конце 19 в. Наряду с голосовой техникой исследовал все компоненты актёрского искусства. Особое внимание уделял развитию наблюдательности, воспитывал интерес к сценической передаче реальной жизни, видя в актёре сознательного художника, соблюдающего общие законы творчества. Выявлял взаимодействие телесной экспрессии и духовной жизни, соотносил жизненно-энергетическое начало творчества с мыслительными процессами и моральными (религиозными) нормами. Изучая анатомию и медицину, работая в клинике для душевнобольных, исследуя поведение человека в обычных и исключительных условиях, в дальнейшем использовал свои наблюдения для анализа мимики и жеста актёра, природы сценической эмоции. Результаты своей работы закрепил в специальной таблице особых «зон», иллюстрирующей провозглашённый им «закон соответствий» между органами тела и эмоциональными и рациональными реакциями. Ряд положений системы Дельсарта впоследствии оказал влияние на многих театральных деятелей и аналитиков актёрского творчества (в частности, А. Я. Таиров называл идеи Дельсарта «абсолютными истинами» в искусстве). Дельсарт – автор одной из первых попыток кодификации актёрской игры. Сформулированные им «9 законов движения» опираются на понятия, широко применяемые и в современной театральной педагогике («движение», «ритм», «реакция», «выразительность» и др.).
В России интерес к творчеству Дельсарта особенно возрос в 1900–1910-е гг., в период экспериментов в области театральной педагогики, развёртывания студийного движения, теоретических споров о природе сценического искусства и др. (в числе популяризаторов идей Дельсарта – С. М. Волконский, практиковавший его упражнения в собственной студии).
Теория Дельсарта сыграла основополагающую роль в становлении танца модерн, получив развитие в творчестве Э. Жака-Далькроза, Теда Шоуна, Р. фон Лабана, К. Йосса.
Автор трудов по теории вокального мастерства, методических сочинений для голоса с фортепиано. Опубликовал трёхтомный сборник «Певческие архивы» («Les archives du chant», 1855–1864), который включает множество песен, гимнов, церковных песнопений и других вокальных произведений от времён Средневековья до 18 в.
Сестра Дельсарта – пианистка Эме Дельсарт, мать композитора Ж. Бизе.