Грэхем Марта
Грэ́хем Ма́рта (Марта Грэм, Martha Graham) (11.5.1894, Аллегейни, штат Пенсильвания – 1.4.1991, Нью-Йорк), американская танцовщица, хореограф, педагог.
С 1916 г. училась в школе Р. Сент-Денис и Теда Шоуна «Денишоун» (Лос-Анджелес), затем танцевала в одноимённой труппе: участвовала в стилизованных ориентальных постановках Сент-Денис, исполняла ведущие партии в балетах Шоуна («Ксочитль» на музыку Х. Груна, «Малагуэнья» на традиционную музыку, и др.). В 1923–1925 гг. танцевала в бродвейском ревю «Гринвич виллидж фоллис». В 1926 г. основала собственную труппу и гастролировала с ней во многих странах мира. Поставила танцы, которые исполнила в 1926 г. в Нью-Йорке в сольном концерте («Лунный свет» на музыку К. Дебюсси).
Стремясь выразить в пластике идеи, близкие современным американцам, обратилась к стилистике танца модерн, войдя в число виднейших его представителей.
Формирование самобытного стиля Грэхем ознаменовали её постановки «Еретик», «Видение Апокалипсиса», «Четыре неискренности» (все – 1929). В основе её хореографии – механизм напряжения-расслабления, причём движения и жесты призваны непосредственно выражать эмоцию, но не житейски достоверную, а укрупнённую, гиперболизированную; её пластика во многом заимствована у немецких экспрессионистов.
Марта Грэхем проявляла глубокий интерес к изучению национальной культуры Америки. С индейской тематикой связаны балеты «Первобытные мистерии» (1931) и «Кающийся» (1940) Л. Хорста. Образы и традиции первооткрывателей Северно Америки отражали постановки «Американские провинциалы» (1934) и «Граница» (1935) Хорста, «Весна в Аппалачских горах» А. Копленда (1944) и др. На основе стихов Э. Дикинсон поставила «Письмо миру» Х. Джонсона (1940).
Рассказывая о ненависти, страхе, жажде мести, о взаимоотношениях полов, стремясь проникнуть в сферы подсознательного, Грэхем пользовалась пластическими аллегориями и метафорами, иногда отталкивалась от образов античной и библейской мифологии: «Пещера сердца» С. Барбера (1946), «С вестью в лабиринт» Дж. К. Менотти (1947), «Ночное путешествие» (1947) и «Юдифь» (1950) У. Х. Шумена, «Клитемнестра» Х. Эль-Дабха (1958), «Федра» Р. Старера (1962). Грэхем заказывала музыку крупным американским композиторам, в т. ч. Хорсту, который оказал существенное влияние на её творчество.
Ввела многие новшества в оформление танцевальных представлений: двигающиеся декорации, длинную, свободную, тёмную одежду, заменившую традиционные костюмы; артисты Грэхем всегда танцевали босиком. Постоянным сотрудником хореографа был художник И. Ногути, создавший условную сценографию, точно выражавшую содержание её постановок.
До 1969 г. выступала как танцовщица, до 1990 г. – как хореограф. Создала свыше 180 постановок.
Разработанную Мартой Грэхем технику танца преподают в созданной ею в 1927 г. в Нью-Йорке школе, ставшей крупнейшим центром танца модерн. Искусство Грэхем оказало определяющее влияние на современный танец и балетный театр, во многом сформировав его стиль и особенности техники.