Дункан Айседора
Дунка́н Айседо́ра (Айседора Данкан, Изадора Дункан; Isadora Duncan) (26.5.1877, Сан-Франциско – 14.9.1927, Ницца), американская танцовщица.
Родилась в семье преподавательницы музыки. Первые выступления состоялись в Чикаго в 1895 г. С 1899 г. в Лондоне. В 1901 г. в Париже вступила в труппу Л. Фуллер. Первый большой публичный успех пришёл к Дункан после выступления в Будапеште 19 апреля 1902 г. Она открыла школы танца в Германии (1904), Франции (1909). Часто выступала в Москве и Санкт-Петербурге (1905–1913). На волне увлечения «дунканизмом» в Санкт-Петербурге в 1914 г. была организована студия музыкально-пластического движения «Гептахор», просуществовавшая до начала 1930-х гг. В 1921 г. по приглашению советского правительства Дункан приехала в Москву, где открыла школу танцев. В 1922 г. вышла замуж за С. А. Есенина и приняла советское гражданство. В 1924 г. навсегда уехала из России. После отъезда Дункан школой до 1928 г. руководила её приёмная дочь Ирма Дункан (школа существовала до 1949). Вдохновляясь античным искусством, идеями У. Уитмена, Ф. Ницше, Р. Вагнера, используя систему Ф. Дельсарта, Дункан создала собственный стиль с элементами хореографического импрессионизма, который открывал путь для возникновения танца модерн. Благодаря ей свободный танец утвердился как особый вид искусства. В основе творческого метода Дункан лежал принцип самовыражения свободной личности. Она пыталась вернуть танцу его изначальную естественность и красоту выражения, танцевала босиком в лёгких полупрозрачных хитонах (современники называли Дункан «великой босоножкой»). Движения её танца – шаг, лёгкий бег, прыжки, выразительные позы и жесты – напоминали рисунки древних фресок и вазописи. В своих композициях Дункан импровизировала, используя музыку Л. ван Бетховена, К. В. Глюка, Ф. Шопена, Ф. Шуберта, П. И. Чайковского, а также мелодии революционных песен.
Искусство Дункан оказало большое влияние на развитие русского балета, помогло реформе академического танца, осуществляемой в начале 20 в.
Трагически погибла.