Мацкявичюс Гедрюс Казимирович
Мацкя́вичюс Ге́дрюс Казими́рович (Giedrius Mackevičius) (18.5.1945, деревня Грибенай, Литовская ССР, ныне Игналинское районное самоуправление Утенского уезда, Литовская Республика – 13.1.2008, Москва; похоронен в Грибенае), литовский и российский актёр-мим, режиссёр, заслуженный артист РФ (1996).
Из семьи учителей.
В школьные и студенческие годы – участник любительских ансамблей литовского народного танца и песни.
В 1966 г. поступил в студию пантомимы под руководством М. Тенисона при вильнюсском Молодёжном театре (ныне Государственный молодёжный театр Литвы). Вскоре коллектив был преобразован в Каунасскую студию пантомимы (1967–1972). В 1970–1971 гг. осуществил первые режиссёрские опыты в любительском Литературном театре при Дворце профсоюзов (Каунас): сценическая композиция «Венец» на стихи поэтов разных стран, спектакль «Осада» на основе одноимённой поэмы Ю. Вайчюнайте.
Как один из ведущих актёров студии Мацкявичюс получил звание «Лучший мим Прибалтики» на фестивале пантомимы в Риге (1967). Вместе со студийцами снимался в документальных фильмах «Спорт, спорт, спорт» (1970, режиссёр Э. Г. Климов) и «Ecce homo» (1972, режиссёр В. Бачюлис).
В 1967 г. окончил с отличием Вильнюсский университет (факультет биохимии).
В 1977 г. окончил ГИТИС (факультет режиссуры драматического театра, курс М. О. Кнебель; ныне Российский институт театрального искусства – ГИТИС). Будучи студентом, в 1973 г. возглавил любительскую студию пантомимы при Доме культуры Института атомной энергии имени И. В. Курчатова (ныне Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт»), куда его пригласили студийцы-москвичи, знакомые с каунасскими спектаклями Тенисона. В результате работы с любителями разного уровня пластической оснащённости здесь была подготовлена программа концертных номеров и спектакль «Балаганчик» по одноимённой пьесе А. А. Блока.
Первая профессиональная режиссёрская работа – спектакль «Муж и жена снимут комнату» М. М. Рощина (1976, Клайпедский театр драмы; здесь же в 1977 поставлен дипломный спектакль «Генрих IV» Л. Пиранделло).
В 1975 г. состоялась премьера программного спектакля «Преодоление» (посвящён 500-летию со дня рождения Микеланджело). Созданная по сценарию, рождавшемуся в процессе этюдной работы, драматическая пантомима стала визитной карточкой коллектива и сохранялась в репертуаре вплоть до его закрытия в 1989 г. Принципы построения драматургии и режиссуры пластического текста, найденные в этой постановке и развитые в других спектаклях, стали основой для «пластической драмы» – таков жанр спектаклей созданного Мацкявичюсом авторского театра. В 1978 г. коллектив под руководством Мацкявичюса получил профессиональный статус «ансамбля пантомимы» при Московской государственной областной филармонии (на афишах вскоре появилось название «Театр пластической драмы», но оно всегда оставалось полуофициальным).
За время существования коллектива выпущены спектакли (все – режиссёр Мацкявичюс): «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» по драматической поэме П. Неруды на музыку А. Л. Рыбникова (1976), «Метель» по поэме «Двенадцать» Блока (1977), «Времена года» по мотивам сказок Х. К. Андерсена (1979), «Блеск золотого руна» по мотивам античной мифологии (1980), «Красный конь» по мотивам произведений живописи конца XIX – начала XX вв., «Баллада о Земле» по мотивам произведений русских поэтов (оба – 1981), «Жёлтый звук» по мотивам одноимённой сценической композиции В. В. Кандинского на музыку А. Г. Шнитке, «И дольше века длится день» по мотивам одноимённого романа Ч. Т. Айтматова (оба – 1984), «Сад» по мотивам цикла гравюр «Вечно живые» С. Красаускаса на музыку А. Рекашюса (1985), «Глазами слышать – высший ум любви» по мотивам сонетов У. Шекспира (1987), «Лабиринты» Мацкявичюса на музыку Шнитке (1989).
В 1988 г. режиссёр из Индии Анамика Хаксар по собственной инсценировке поставила спектакль «Воспоминание о Кришне» по мотивам «Махабхараты» и индийских легенд.
Театр, не имевший собственного помещения, успешно выступал на московских сценах и активно гастролировал в СССР и за рубежом.
После ухода в 1989 г. из созданного им коллектива Мацкявичюс основал в Москве театр «Октаэдр» (1993) с программой последовательного освоения пластических школ различных искусств (от балета до цирка). Была реализована только первая часть концепции в постановках балетов с либретто и хореографией Мацкявичюса: «Песнь Песней» по мотивам Песни песней Соломона, «Печаль Цвета» по мотивам теории цвета Кандинского (оба – 1994), «И разбитое зеркало… (Айседора)» (1995) – все на сборную музыку И. С. Баха, А. Пярта, К. В. Глюка, Г. В. Свиридова, Ф. Шопена, Т. Альбинони и др.
Как приглашённый режиссёр, постановщик пластических сцен и хореограф Мацкявичюс сотрудничал с драматическими и музыкальными театрами в России и за рубежом: пластическая драма «Порог пороков» на музыку Шнитке (театр «Движение», София, Болгария, 1989), балет «Семь танго до вечности» на сборную музыку Вангелиса, А. Вивальди, С. А. Губайдулиной, В. А. Моцарта, Шнитке и др. (Екатеринбургская хореографическая компания «Балет плюс», ныне Екатеринбургский ТанцТеатр, 1991), опера «Кармен» Ж. Бизе (Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета, 1993), «Школа шутов» М. де Гельдерода (Московский драматический театр имени А. С. Пушкина, 1996), «Принцесса Брамбилла» Э. Т. А. Гофмана (Украинский драматический театр, ныне Украинский музыкально-драматический театр имени В. Василько, Одесса, 2001), поэтическая драма «Пошли мне сад…» по стихотворениям и дневникам М. И. Цветаевой (Независимая антреприза, Москва, 2006) и др.
«Пластическая драма» Мацкявичюса – уникальное новаторское явление, оказавшее существенное влияние на развитие языка отечественного (в том числе постсоветского) театра; включала в себя базовые элементы практически воплощённой и теоретически обоснованной режиссёрской системы (ряд постановок, осуществлённых по общим принципам сценической выразительности; наличие авторской актёрской школы; теоретические разработки, оставленные в рукописях).
Преподавал в ГИТИСе актёрское и режиссёрское мастерство на курсе профессора О. Я. Ремеза (1980–1985, 1983–1988). В 1991 г. выпустил актёрский курс в Государственном училище циркового и эстрадного искусства имени М. Н. Румянцева (Карандаша).
Среди учеников Мацкявичюса: В. А. Ананьев, И. Л. Афончиков, П. В. Брюн, К. К. Бадалов, В. А. Гнеушев, С. В. Лобанков, С. В. Цветков.
О Мацкявичюсе сняты документальные фильмы: «Путь к Преодолению» (1977, режиссёр Л. Моравец, учебная мастерская ВГИКа); «Преодоление» (1978, режиссёр К. Вальдес, Учебный радиотелецентр факультета журналистики МГУ); «Гедрюс о Гедрюсе» (1991, режиссёр А. Алексеев, Главная редакция программ для молодёжи Центрального телевидения); «Kurybos metas» (2000, Литовское телевидение, Вильнюс).
Сын: Мацкявичюс Эрнест Гедревич (Ernestas Mackevičius ) (род. 25.11.1968, Вильнюс), российский журналист и телеведущий. С конца 1970-х гг. в Москве. В 1994 г. окончил газетное отделение факультета журналистики МГУ, на телевидении с 1991 г. Член Академии российского телевидения.