«Балет Евгения Панфилова»
«Бале́т Евге́ния Панфи́лова», российский театр.
В 1979 г. в Перми хореограф Е. А. Панфилов создал театр пластического танца «Импульс». С 1987 г. «Театр танца модерн "Эксперимент"», с 1991 г. «Пермский городской балет Евгения Панфилова», с 1994 г. «Балет Евгения Панфилова». С 2000 г. государственный.
Специализируется на авторской хореографии основателя, работает на стыке современного балета и современного танца. После смерти Панфилова (2002) до 2010 г. коллектив возглавляла директор театра Н. Х. Ленских. С 2011 г. художественный руководитель – С. А. Райник, с 2024 г. – А. Ю. Расторгуев.
С 1994 г. в состав коллектива входила созданная Панфиловым женская труппа «Балет толстых». В 2001 г. присоединилась также созданная Панфиловым труппа «Бойцовский клуб» (для участия в ней приглашены спортсмены-культуристы и просто накачанные молодые люди без профессиональной подготовки). С 2022 г. обе труппы выведены на проектную деятельность.
«Балет Евгения Панфилова» – лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» в 2001 г. («Бабы. Год 1945» на музыку В. А. Гевиксмана, Ванессы Мэй, В. И. Агапкина, Я. Гарбарека, Ф. Гласса, 2000, постановка Панфилова для труппы «Балет толстых»; номинация «Новация»), в 2006 г. (за возобновлённую постановку Панфилова 1992 «Клетка для попугаев» на музыку Ж. Бизе и Р. К. Щедрина, номинация «Лучший спектакль в современном танце»), в 2010 г. («Casting-off» на музыку В. И. Мартынова, А. Н. Вертинского, группы Les Reines Prochaines, 2008, хореография Л. А. Александровой; номинации «Современный танец / Спектакль» и «Работа художника по свету в музыкальном театре).
В 1987–2002 гг. Панфилов создал более 100 балетов и миниатюр. В том числе для основной труппы: «Притча» на музыку А. Г. Шнитке и «Птицы и страсти» на музыку группы Pink Floyd (оба – 1987), «Бег» на музыку Шнитке (1988), «Любовные игры» на музыку Д. Ван Тигема (1989), «Кресло» на музыку И. Р. Габели и «Пять экспромтов на фоне стола» на музыку Дж. Б. Витали, К. Сен-Санса, С. Франка, группы НХА (оба – 1990), «Болеро» на музыку М. Равеля, «Вальсы для помутнённых рассудком» на музыку Э. Вальдтейфеля, «Жизнь длиною в лето» на музыку группы Enigma и «Мужики и бабы» на музыку И. В. Машукова, «Остров мёртвых» на музыку С. В. Рахманинова (все – 1991), «Восемь русских песен» на музыку русских народных песен в исполнении И. Н. Суржикова, «Золушка. Часть 2. Последняя» на музыку В. Беллини (оба – 1992), «Дуэты цвета туманов» на музыку П. И. Чайковского, Франка, Э. Вила-Лобоса, Т. Альбинони, «Мистраль» на музыку К. Орфа, «Жажда» на музыку Стиви Уандера, «Аз воздам» на музыку И. С. Баха, «Адаптация» на музыку Шнитке, «Красная агрессия» на музыку Г. Холста и «Рай для сумасшедших» на музыку группы Queen (все – 1993), «Видение розы» на музыку К. М. фон Вебера и «Мужчины в чёрном, женщины в зелёном» на музыку Чайковского (оба – 1994), «Вальсы-призраки» на музыку И. Штрауса, Вальдтейфеля, «Колыбельная для мужчин» на музыку А. Пярта и «Диалоги» на музыку группы Dead can dance (все – 1995), «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (1996), «Аввакум… Танц-мистерия» на музыку Мартынова и «Весна священная» И. Ф. Стравинского (оба – 1997), «Река» на музыку А. А. Пантыкина, К. Вайля, Л. ван Бетховена, Гарбарека, Л. Даллы, групп Dead can dance и «Белый острог», «Кровавая свадьба» на музыку Баха и Р. Альффтера (оба – 1998), «Обитель вереска» на традиционную японскую и иранскую музыку (1999), «Щелкунчик» Чайковского и «Прекрасные дамы маркизов и русских князей» на музыку Рахманинова (оба – 2000), «Капитуляция» на музыку групп «Ноктюрн», Blood Axis, Sopor aeternus и Н. Атлас, «Разные трамваи» на музыку Б. Остертага, С. Райха, группы Joe McPhu Po Music, М. Догерти (оба – 2001), «БлокАда» на музыку Д. Д. Шостаковича (2002).
Для труппы «Балет толстых» Панфилов поставил спектакли: «Танцы провинции Зюкайка» на музыку из индийских кинофильмов (1994), «Времена года» на музыку А. Вивальди (1998), «Уроки нежности» на музыку Л. Макеннитт, Э. Зазу, В. А. Моцарта, Вангелиса (2000). Для труппы «Бойцовский клуб» – спектакль «Тюряга» на музыку Пярта, М. Мэнсона, Райха, Н. Кейва, Дж. Уоббла, групп Rammstein, Raison d'Être (2002).
После смерти Панфилова происходит процесс поиска художественного лидера в труппе. В качестве хореографов начали выступать ведущие танцовщики театра. К сотрудничеству также приглашают отечественных и зарубежных хореографов.
С 2002 г. в основной труппе состоялись премьеры спектаклей: «Мио, мой бедный Мио!» на музыку Мэнсона, Стравинского, К. Мэнселла и группы Massive Attack (2005, хореограф Райник), «То, что я никому не сказал» на музыку Г. Ф. Генделя, Вивальди, Моцарта, Э. Сати (2007, хореограф И. Галили), «P.A.B.L.O.» на музыку Гласса, Д. Боуи, Мацуи Кэйко, Ф. Шопена, А. Тобина, групп Daft Punk, Xiu Xiu (2009, хореограф Райник), «Течение» на музыку А. Г. Айги, Гласса, группы «Биопсихоз» (2009, хореограф Д. В. Бородицкий), «За краем край» на фольклорную музыку (2010, хореограф С. В. Смирнов), «Пасьянс Коломбины» на музыку Моцарта, Чандры Шекара, Б. Макферрина (2010, хореограф Расторгуев), «Путешествие против ветра» на музыку студии SounDrama, Х. Хиллера, Моцарта, группы Les Reines Prochaines, «Non finito» на музыку танго 1930–1950-х гг. (оба – 2011, хореограф Александрова), «Монолог и...» на музыку Баха, Р. Вагнера, Т. Делинга (2012, хореограф Смирнов), «Corso Torso» на мелодии песен о-ва Корсика (2013, хореограф Райник), «Пермские истории» на музыку Машукова, В. Д. Барыкина, Н. В. Широкова (2013, хореограф Ивата Морихиро), «Lux aeterna» на музыку Х. Куленты (2013, хореограф А. Азаркевич), «Ренегат» на музыку Рахманинова (2013, хореограф Расторгуев), «Глазами клоуна» на музыку Баха, Шнитке, проекта Arure (2014, хореограф Расторгуев), «Саломея» на музыку Пярта (2015, хореограф Александрова), «Генезис» на музыку К. Похьонена (2015, хореограф К. В. Кейхель), «Дом Бернарды Альбы» на музыку Рахманинова, Д. Галас (2015, хореограф П. Д. Миронова), «Шинель» на музыку Прокофьева, В. С. Дашкевича, проектов The Caretaker и Venetian Snares, «Она» на музыку Дж. Дауленда, Д. Гарретта, Беллини, Стинга, Г. Нокса, Trio Mediaeval (оба – 2016, хореограф Расторгуев), «Сын господина Пьеро из Винчи» на музыку П. Васкса (2016, хореограф С. Ю. Овсепян), «Золотой полоз» на музыку Машукова (2017, хореограф Райник), «Самозванец» на музыку проектов The Caretaker и Arure, Э. Хопкинса, Х. Циммера (2017, хореограф Расторгуев), «Дорогое имячко» на музыку Машукова и «Звезда 62090» на музыку В. Р. Цоя (оба – 2018, хореограф Райник), «Серебряное копытце» Машукова (хореограф Райник) и «Дикие маки» на музыку Бетховена (хореограф К. Брюмашон, оба – 2019), «Земля Обетованная» на музыку Г. Ф. Генделя, М. Айшема, Шнитке, еврейскую народную музыку и мелодии военных маршей (2020, хореограф Е. Чернова), «Ich bin Faust» на музыку Бетховена, Ф. Листа, Шнитке, рок-группы «Трактор», Г. Шютца (2021, хореограф Райник), «Головокружение/Vertige» на сборную музыку (2021, хореографы Брюмашон и Б. Ламарш), «Libertad/Свобода» на музыку Ч. Варгас (2021, хореограф Расторгуев), «Идиот» на сборную музыку (2022; режиссёр Райник, хореографы Райник, Овсепян, М. Польща, М. Кремнёва, А. Е. Панфилова), «Прометей» на музыку А. Н. Скрябина (2022, хореограф Райник), «Музыка дальних островов» (хореографические миниатюры на музыку о. Корсика, 2022, хореография Панфилова и Расторгуева), «Гофман» А. Н. Муравьёва (2022, хореограф А. Могилёв), «О принце и нищем» на музыку старинных английских песен (2023, хореограф Расторгуев), «Орфей и Эвридика» К. Чистякова (2023, хореограф Кейхель), «Посмешище» на музыку М. Л. Таривердиева (2024, хореограф Расторгуев) и др.
С труппой «Балет толстых» работали Расторгуев («Сопричастность» на музыку Харис Алексиу, групп «Маков цвет», «Седьмая вода» и русских народных песен, 2013; «Всё начинается с желаний» на сборную музыку, 2017; «Повод для вчерашней встречи» на музыку зарубежных композиторов 17–19 вв., 2019), Кейхель («Песнь» на музыку Х. Гурецкого, 2014).
Для труппы «Бойцовский клуб» работает преимущественно Расторгуев: «Тирбушон» на музыку Г. Кайзера, Ф. Фрита, Баха, Шопена, Макферрина, проекта Converter, групп Asian Dub Foundation и «Каста» (2005), «Хучи-кучи» на музыку Э. Клэптона, Б. Пейсли, Р. Чарлза, Л. Армстронга (2009), «Штрих-код» на музыку М. Манринга, Aphex Twin, П. Комелада (2010), «Esc» на музыку Моцарта, Йоава, А. Клэра, групп Limp Bizkit и Muse (2013), «Антициклон» на музыку Генделя, Шнитке, Айшема, еврейскую народную музыку, мелодии немецких военных маршей (2015) и др.