Андрияшкин Александр Васильевич
Андрия́шкин Алекса́ндр Васи́льевич (род. 19.8.1980, Новосибирск), российский хореограф, танцовщик, автор перформансов, режиссёр, педагог.
Окончил механико-математический факультет Новосибирского государственного университета (2002). С детства занимался танцами. Обучение современному танцу начал в 1997 г. в организованном балетмейстером и танцовщицей Натальей Александровной Фиксель арт-центре при Новосибирском университете, где с молодыми танцовщиками Е. А. Басалаевой и И. С. Беленковым в 1998 г. основал театр танца «Вампитер». В своих экспериментах стремился объединить пластику, физический театр, концептуальное искусство, акционизм и литературный текст. Среди работ: «Проснуться счастливым» (2002; дуэт Андрияшкина и Басалаевой был отобран в европейскую программу продвижения начинающих хореографов Aerowaves, Лондон), акция «В мире животных» (2004; в течение 7 дней трое перформеров жили в клетке новосибирского зоопарка с табличкой «Homo Sapiens», краткой информацией о человеке и манифестом о свободе), шведско-российский проект «Ofelia-Офелия:4*4» (2006). Получив известность в регионе, объездив многочисленные фестивали в России и за рубежом, создатели «Вампитера» закрыли проект как исчерпавший себя.
С середины 2000-х гг. Андрияшкин активно участвовал в европейских независимых проектах, сотрудничал с драматическими театрами как режиссёр по пластике. В 2006 г. (совместно с Р. Г. Корниенко) поставил миниатюру «10 выдохов», которая была приобретена для показа BBC.
В 2007 г. переехал в Москву. Сотрудничал с танцевальными компаниями («ПО.В.С.Танцы» и др.) и международным центром танца и перформанса ЦЕХ. После создания в 2009 г. концептуальной постановки «Pron», анализирующей феномен порнографии в обществе, приглашён в один из крупнейших танцевальных центров Европы TanzQuartier (Вена). Тогда же получил стажировку danceWEB при фестивале ImPulsTanz (Вена) для исследования темы «Аккумуляция знаний и информации в сценическом жанре» и приглашение в международную лабораторию в рамках фестиваля Jacob’s Pillow (Бекет, штат Массачусетс, США). Участник международного проекта Move (2005–2010), исследовавшего сходства и различия танца, музыки, видео и света у художников разных стран и культур. Сольный танцевальный перформанс «Я попробую» (2010), попав на платформу Aerowaves, стал участником многих европейских танцевальных фестивалей.
В 2011 г. А. В. Андрияшкин инициировал проект «Videoлоги» – цикл видеоинтервью с актуальными на тот момент московскими практиками современного танца и перформерами; в качестве хореографа был отобран в лабораторию SiWic (Цюрих, Швейцария) для изучения взаимодействия танца и голоса. В 2012 г. создал соло «Последний» – танцевальный стендап о последнем милиционере в связи с переименованием милиции в полицию. В 2010–2012 гг. с художницей Е. А. Улитиной осуществил серию проектов «Человек-Картина», «Render Man» и «Человек-Манифест» – перформативные инсталляции о человеческом теле в искусстве, информационном и политическом полях. В 2013 г. поставил спектакль для подростков «За(скобками)» (для современной труппы «Балета Москва») и др. В 2014 г. реакцией на конфликт между Россией и Украиной стала акция «Быть вместе – простые структуры» (совместно с украинским хореографом А. В. Овчинниковым, Киев). В том же году с российским хореографом А. А. Любашиным осуществил проект «Lego из Ego», исследующий коллективные действия и перформативный диджеинг. Проект «Диалоги без танца» (2016) представлял собой цикл тематических текстов в виде беседы теоретика и практика на ресурсе roomfor.ru. В компании «Диалог Данс» (Кострома) поставил танцевальный перформанс «the_Marusya», где PR-менеджер Мария Сокольникова рассказывала о своей профессии (2016; специальная премия музыкального жюри российского театрального фестиваля «Золотая маска», 2017).
В 2017 г. выступил инициатором проекта PEREVOROT – «фиктивного» фестиваля современного танца и перформанса в Интернете (perevorot.dance; в течение 30 дней в сети проходили бурные дебаты и публиковались рецензии о несуществующих постановках современного танца). В том же году поставил в «Мастерской Брусникина» спектакль «Другой». Для спектакля-променада по действующей текстильной фабрике в Ярославле в 2018 г. вместе с композитором В. П. Пешковым создал аудиоперформанс «Радио Фабрика». Для мастерской независимой театральной компании «Июльансамбль» (резидента Центра имени Вс. Мейерхольда) совместно с режиссёром Р. Н. Феодори поставил перформанс «Питер Пэн. Фантомные вибрации» (исследование феномена миллениалов и их попыток повзрослеть, 2019), исследование явления метамодернизма «Мерцание: спектакль-подкаст» (2021) и выступил хореографом спектакля о неформалах 1970-х гг. «Как эстонские хиппи разрушили Советский Союз» М. Е. Дурненкова (2019); в Красноярском ТЮЗе стал хореографом спектакля-реконструкции по документальной пьесе М. В. Крапивиной «Шкаф» (2014), режиссёром действа в жанре «нежного арт-терроризма» «Спектакля Нет» (2019).
Среди других работ в драматических театрах: «Маленькие трагедии Пушкина» (2011) – театр «Сатирикон»; «Двое в твоём доме» Е. А. Греминой (2011), «Я и Фрида» Е. Палеховой (2020) – «Театр.doc»; «Две дамочки в сторону Севера» П. Нотта (2013) – Московский драматический театр имени А. С. Пушкина; «Декалог на Сретенке» Саши Денисовой (2014), «Кавказский меловой круг» Б. Брехта и «Человек, который принял жену за шляпу» О. Сакса (оба – 2016), «Сказки венского леса» Э. фон Хорвата (2018) – Московский академический театр имени Вл. Маяковского; «Адам и Ева/Шейпинг» по пьесе Н. Лабьюта «Порядок вещей» (2015) – Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой; «Визит дамы» Ф. Дюрренматта (2017) – Электротеатр «Станиславский»; «Кавердрама» М. Огневой (2019), «Теория Счастья и Свободы (практика неудачников)» (2020, режиссёр) – «Первый театр» (Новосибирск); «Покорность» М. Уэльбека (2020), «Живой Т.» по мотивам пьесы Л. Н. Толстого «Живой труп» (2021) – Государственный театр наций; «Омон Ра» по мотивам романа В. О. Пелевина (2022) – Московский Художественный академический театр имени А. П. Чехова.
С 2002 г. преподаёт – проводит занятия по танцу и перформансу в школе ЦЕХ, Летней школе Союза театральных деятелей РФ, Школе-студии МХАТ, в рамках фестиваля «Территория» и др.
В 2021 г. член музыкального жюри Российской национальной театральной премии «Золотая маска».
В январе 2024 г. создал образовательный «сайт бережной практики работы с телом» JUST.bodywork.