«Балет Москва»
«Бале́т Москва́» («Балет "Москва"», «Театр Русский камерный балет "Москва"»), российская танцевальная компания.
Лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» за лучший спектакль в современном танце в 2004 г. («Весна священная» И. Ф. Стравинского, хореографы Р. Обадиа и Е. И. Вергасова, 2003), в 2016 г. («Кафе Идиот» по мотивам романа Ф. М. Достоевского «Идиот», постановщик А. Ю. Пепеляев, 2015), в 2017 г. («Все пути ведут на север» на музыку Д. Монсо, хореограф К. Понтьес, 2016).
Основан в 1989 г. артистом балета, режиссёром, продюсером Н. А. Басиным как хозрасчётный (Московское театрально-концертное объединение «Москвичи»). С 1991 г. государственный. Задумывался как театр с классической и современной труппами (до 2004 в состав входил и третий коллектив – «Графический балет» Г. Н. Песчаного). Труппу современного танца в 1994 г. организовала Е. В. Богданович.
На рубеже 20–21 вв. репертуар включал постановки: Э. А. Смирнова – «Новеллы о любви» на сборную музыку, «Смерть в Венеции» на музыку Г. Малера, «Беляницы, румяницы» на музыку в обработке С. В. Рахманинова и др., «Вечерок» на музыку В. А. Гаврилина (все – 1991), «Золотой ключик» на музыку М. С. Вайнберга, «Лавка чудес» на музыку Дж. Россини (оба – 1992), «Арлезианка» на музыку Ж. Бизе, «Театр времён Нерона и Сенеки» на музыку А. Г. Шнитке (по пьесе Э. С. Радзинского, обе – 1993), «Тёмные аллеи» на музыку Рахманинова, Р. Стэгга, песен А. Н. Вертинского (по произведениям И. А. Бунина), «Гостья» на музыку Гаврилина (оба – 1995), «Ходжа Насреддин» на музыку П. З. Турсунова (2007), «Блудный сын» на музыку К. Сен-Санса, К. Похьонена и С. А. Курёхина, «Иудифь» на музыку Е. В. Кожевниковой (оба – 2008), «Летучая мышь» на музыку И. Штрауса и Турсунова (2009); Песчаного – программа пластических композиций «Графический балет» на музыку зарубежных композиторов (1994); М. Л. Лавровского – «Сильнее золота и смерти» на музыку Р. Вагнера, возобновление балета «Жизель» А. Адана в редакции Л. М. Лавровского (оба – 1996); С. Р. Боброва – «Антигона» (музыкальная композиция М. И. Пекарского, 1997); Вань Су – «Откуда и куда?» на музыку Чжан Вейляна и Шань Чэнсяна (1998); И. В. Фадеева – «Золотой петушок» на музыку Н. А. Римского-Корсакова и М. Монк (1999), «Смотрины ***» на музыку Монк, Ф. Шопена, Бизе (2001), «Алиса в стране чудес» на музыку А. П. Розенблата (2011); М. А. Никитиной – «Эдит Пиаф: ни о чём не жалею» на музыку Монк, Шнитке, Л. Бернстайна, песен Э. Пиаф (2000, 2010); Н. А. Фиксель, Лики Шевченко (А. А. Нечаевой) и Д. Немкова – «Форс мажор», «Я-блок-О!» и вечер современной хореографии «Бах XXI» (2000); П. Нортона (Нидерланды) – «Взлом» на музыку Ф. Фриза (2001); Р. В. Кислухина – «Макондо» на музыку средневековых литургических песнопений и группы Coil (2001), «Надо» на музыку Д. Ши, Р. Фриппа, групп Queen Trons и Coil (2002); Лики Шевченко – «на вет.ру» на песни В. О. Ойдупаа и музыку А. Г. Айги (2001); Фиксель – «Оправдание Дон Жуана» на музыку И. С. Баха (2001); Г. Д. Алексидзе – «Идоменей» на музыку В. А. Моцарта (2002); К. С. Уральского – «Вальс белых орхидей» на музыку М. Равеля (2003); Р. Поклитару – «День рождения Отелло» на музыку С. С. Прокофьева (2004); Н. В. Дмитриевского – «Зеркало» на музыку группы Coil, А. Корелли, Баха (2004), Terraclinium на музыку Ямаоки Акиры, Р. Абу-Халиль, групп Einstürzende Neubauten и Noisuf-X (2007), «Сансара» на музыку Shpongle, Recoil, Wimme, Sina Vodjani, Б. Гафарова (2009); Д. А. Бузовкиной – «Постфактум» (2006); Л. А. Александровой – «Свадебка» Стравинского (2008); Г. А. Майорова – «Чиполлино» К. С. Хачатуряна и «Белоснежка и семь гномов» Б. Павловского (оба – 2009).
В репертуар также входили: программа классического и современного балета на музыку русских и зарубежных композиторов «Дивертисмент» (1996), «Привал кавалерии» И. И. Армсгеймера и «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (оба – 1997), «Щелкунчик» Чайковского (1999, хореография В. И. Вайнонена), гала-концерт «От классики до модерна» и «Шопениана» на музыку Шопена (оба – 1999), «Дон Кихот» Л. Минкуса (редакция Л. М. Лавровского) и «Вечер классического балета» (оба – 2001), посвящение Дж. Баланчину «Monumentum Pro Gesualdo» и «Movements for Piano and Orchestra» на музыку Стравинского (2002, хореография Баланчина и Сьюзен Фаррелл), «Вальпургиева ночь» на музыку Ш. Гуно в хореографии М. Л. Лавровского (2004), «Пахита» Э. Дельдевеза и Минкуса (2009, редакция С. Н. Головкиной).
С 2012 г. театром руководила директор Е. М. Тупысева. Художественная политика основана на синтезе классики и новаторства. Продолжают функционировать две труппы – классического и современного танца. С этого времени общеупотребительным стало название «Балет Москва».
В репертуаре – специально созданные для данного коллектива оригинальные работы отечественных и зарубежных хореографов: А. ван ден Брук – «Камера» (2012); А. В. Кадрулёвой и А. А. Игнатьева – «Эквус» на музыку Айги (2013), «Болеро» на музыку Равеля и «Половецкие пляски» на музыку А. П. Бородина (оба – 2014), «Дюймовочка» на музыку Чайковского (2016), «В режиме ожидания Годо» Э. Рушье (2018); Обадиа – «Тристан плюс Изольда. Фрагменты» на музыку Вагнера (2014) и «Свадебка» Стравинского; К. А. Симонова – «Медея» на музыку П. В. Карманова; Н. П. Сайдаковой – «Эгопойнт» на музыку Л. Слейтера; И. Переса – «Осторожно, двери закрываются» на музыку Р. Зуйдервельта; Симонова, Кадрулёвой и Игнатьева – «Времена года» на музыку В. И. Мартынова; П. Мехия – «Концерт для скрипки с оркестром» на музыку Чайковского; В. В. Васильева – «Класс-концерт» на музыку Шопена и современных композиторов; Г. Вайцмана и Р. Хавера – «Оп-арт» на музыку Sasha Dza (А. А. Холенко); А. В. Андрияшкина – «За (скобками)» (все – 2013); К. Херинга – «Застывший смех» на музыку А. Бергера (2014); Х. Аркеса – «Минос» на музыку Альвы Ното и Сакомото Рюити (2015), «Транскрипция цвета» на музыку Дж. Адамса (2018); А. Лопес Очоа – «Эрос» на музыку Я. тер Фелдхёйса; Р. Урамдана – «Удерживая время» на музыку Ж.-Б. Жюльена (оба – 2015); С. В. Гайдуковой и К. В. Матулевского – «Оркестр. Мера страха» на музыку Прокофьева, Ф. Гласса, Aranis, Ólafur Arnalds, «Кронос Квартета»; А. А. Пимонова – «Луна напротив» на музыку Адамса (оба – 2016); Игнатьева – «Завод машин» на музыку А. Е. Кулигина; Т. Даньелиса – «Эквилибриум» на музыку Рушье; Р. Бинета – «Крейцерова соната» на музыку Г. Разас (все – 2017); Р. С. Андрейкина – «Ронго Ронго» на музыку Г. В. Лаврентьева (2018); Й. Вербрюггена – «Танцпол» на музыку С. Левина (2019); И. Рустема – «Смерть и девушка» на музыку Ф. Шуберта (2020) и др.
В 2022 г. «Балет Москва» включён в состав театра «Новая Опера»; художественный руководитель А. С. Яценко.