Браун Триша
Бра́ун Три́ша (Trisha Brown; настоящие имя и фамилия Патрисия Энн Браун, Patricia Ann Brown) (25.11.1936, Абердин, штат Вашингтон – 18.3.2017, Сан-Антонио, штат Техас), американская танцовщица и хореограф, один из ведущих практиков и теоретиков постмодернизма в танце.
Дочь продавца и учительницы, в детстве посещала балетную студию и брала уроки степа. В 1958 г. окончила факультет танца Миллз-колледжа в Калифорнии. Тогда же организовала отделение танца в «Рид-колледже» (Портленд), где проработала два года, всё более увлекаясь импровизацией. В 1960 г. в Сан-Франциско участвовала в летней школе А. Халприн, одного из лидеров танцевального авангарда того времени. Пластический язык Халприн, её идея взаимодействия танца с природой произвели глубокое впечатление на Браун. Стремясь быть в центре танцевальных событий, в 1961 г. она отправилась в Нью-Йорк. В студии М. Каннингема исследовала, в частности, взаимоотношения музыки, пространства и движения. Оказавшись в кругу единомышленников – молодых бунтарей и философов танца, идейными вождями которых были Дж. Кейдж и Р. Раушенберг, в 1962 г. вместе с ними начала представлять небольшие работы в баптистской церкви «Джадсон мемориал чёрч». Так возникло объединение «Джадсон данс театр». Его участники исходили из убеждения, что танец не должен противостоять обыденной жизни, он должен вырастать из неё. Танцевать, следовательно, могут все, никакого специального образования не требуется. Одежда ежедневная, никаких декораций – движение вписывается в окружающую архитектуру. Работать исполнители могли как босиком, так и в кроссовках.
Первые работы Триши Браун в Нью-Йорке видели лишь случайные зрители, она не оповещала жителей города о том, где будет выступать. Постановки 1968–1971 гг. вошли в цикл, получивший название «Экипированные танцы» («Equipment dances»), поскольку для них требовалось специальное оборудование. Так, в первой работе цикла – «Самолёты» («Planes», 1968) – это была вертикальная стена с крупными отверстиями, при наложении на неё проекции аэросъёмки создавался эффект свободного падения. В 1970 г. придумана прославившая хореографа работа «Человек, спускающийся по стене» («Man Walking Down the Side of a Building»): артист с закреплённой на поясе лонжей шагал с крыши многоэтажного здания на его стену и продолжал идти по стене до земли. Таким образом Браун декларировала свободу от земного притяжения. С тех пор в мире десятки хореографов используют этот приём работы на лонжах, возник новый термин aerial dance (воздушный танец).
Ещё одним символом свободы для Триши Браун стал отказ от музыкального сопровождения. В 1960-е – начале 1970-х гг. она также отрицала специально поставленный свет.
В 1970 г. вместе с другими членами «Джадсон данс театр» основала объединение «Большой союз» (Grand Union, существовал до 1976). Тогда же создала собственную компанию Trisha Brown dance company. В 1971 г. предложила своим танцовщикам выступать на крышах двенадцати зданий в нью-йоркском Сохо; в акции под названием «Крыша» («Roof») хореограф задавала движения, находясь на одной крыше, а артисты на нескольких других повторяли их, передавая друг другу по принципу телеграфа. В том же году появилась принципиально важная для неё исследовательская работа «Аккумуляция» («Accumulation»). Мотив «аккумуляции» (повторения одного движения с небольшим добавлением к нему, затем нового повторения и т. д.) занимал её в течение почти 10 лет, хотя официально к циклу «Accumulations» относятся только работы 1971–1975 гг.
Триша Браун была уверена, что продолжит экспериментировать на открытом воздухе. Однако, когда её сын решил поступать в колледж, она поняла, что придётся зарабатывать на его обучение. Первой постановкой для стандартной сцены стало восемнадцатиминутное представление «Ледяная западня» («Glacial Decoy», 1979, Уокер Арт-центр, Миннеаполис). В сочинении для женского квартета (в котором танцевала и она сама), двигавшегося под музыку в стиле эмбиент, сочетались импровизация и математический расчёт. Движения вызывали ассоциации с колеблющимися на орбите космическими телами, многим зрителям казалось, что танцовщицы пребывают в мистическом трансе. Декорацией к спектаклю служило панно Раушенберга, который к тому времени вошёл в моду. Таким образом, принимая некоторые правила традиционного театра, Браун в то же время предлагала непривычные пластические решения. Последующие работы строились по этому же принципу: всегда что-то раздражало глаз публики, пришедшей ради развлечения, и всегда находилось что-то, что могло ей понравиться.
Вехами на пути Триши Браун к успеху стали спектакли: «Set and Reset» (1983, художник Раушенберг, композитор Л. Андерсон), «Lateral Pass» (1985, художник Н. Грейвз, музыка П. Заммо), «Newark» (1987, художник Д. Джадд, музыка Заммо), «Foray Forêt» (1990, художник Раушенберг, сборная музыка) и «Astral Converted» (1991, художник Раушенберг, музыка Кейджа). Наряду с визуальными эффектами важную роль начала играть и музыка. В 1980-х гг. труппа Браун регулярно выступала на сцене Сити центра в Нью-Йорке и в театре «Сэдлерс-Уэллс» в Лондоне.
В конце 1980-х гг., на новом этапе творчества, Триша Браун обратилась к классической музыке. Начало было положено в 1986 г., когда режиссёр Л. Вертмюллер пригласила её к сотрудничеству при постановке оперы «Кармен» Ж. Бизе в театре «Сан-Карло» (Неаполь). «Музыкальное приношение» И. С. Баха сопровождало созданный для компании Браун спектакль «M.O.» (1995). В 1998 г. по приглашению театра «Ла Монне» (Брюссель) Браун дебютировала как оперный режиссёр, поставив «Орфея» К. Монтеверди (3 номинации на премию Лоренса Оливье, 1999). В 2002 г. для баритона С. Кинлисайда поставила вокальный цикл Ф. Шуберта «Зимний путь» – выдержанный в духе минимализма спектакль, в котором участвовали трое артистов её труппы (премьера состоялась в Нью-Йорке, в театре «Джон Джей колледж театр»). Одновременно хореограф продолжала работать со старыми друзьями и сотрудниками. В 1995 г. поставила дуэт «You can see us», где за музыку и оформление отвечал Раушенберг. На премьере она исполнила этот дуэт с Б. Т. Джонсом, в 1996 г. – с М. Н. Барышниковым.
В 2003 г. Тришу Браун впервые пригласила Парижская опера. Спектакль «O zlozony / O composite» на музыку Л. Андерсон (2004) она создала для трёх этуалей – О. Дюпон, М. Легри и Н. Ле Риша. Спектакль выстраивался в диалогах постановщика и артистов в ходе репетиций.
Среди других постановок: «Pamplona stones» (1974, без музыки), «Locus» (1975, без музыки), «Son of Gone Fishin'» на музыку Р. Эшли (1981), «Twelve Ton Rose» на музыку А. Веберна (1996), «Canto / Pianto» на музыку Монтеверди (1998), «Groove and Countermove» на музыку Д. Дугласа (2000), «Present Tense» Кейджа (2003), опера «Da Gelo a Gelo» С. Шаррино (2006), «L'amour au théâtre» на музыку из оперы Ж. Ф. Рамо «Ипполит и Арисия» (2009), «Пигмалион» на музыку Рамо (2010), «I'm going to toss my arms – if you catch them they're yours» на музыку Э. Куррана (2011), «Les Yeux et l'âme» на музыку Рамо (2011), «Rogues» на музыку Куррана (2011).
Награждена Орденом искусств и литературы (кавалер – 1988, офицер – 2000, командор – 2004).
Стипендия Джона и Кэтрин Макартур (1991). Приз Benois de la Danse (2005). Премия имени Вацлава Нижинского «за жизнь в искусстве» (Монте-Карло, 2006). Премия Bessie Awards «за жизнь в искусстве» (2011).