Жак-Далькроз Эмиль
Жак-Далькро́з Эми́ль (франц. Emile Jaques-Dalcroze; настоящие имя и фамилия Эмиль Анри Жак, франц. Emile Henri Jaques) (6.7.1865, Вена – 1.7.1950, Женева), швейцарский педагог, композитор, общественный деятель.
В 1877–1883 гг. учился в университете и консерватории в Женеве, в 1884–1890 гг. – в Вене (1886, у А. Брукнера) и Париже (1888, у Л. Делиба). С середины 1880-х гг. начал писать и издавать свои музыкальные сочинения (тогда же изменил фамилию). В 1892–1910 гг. преподавал в консерватории в Женеве. Исследовал влияние музыкального ритма на формирование психики. Разработал систему ритмической гимнастики (ритмики), включавшей комплекс разнообразных движений (ходьба, бег с соблюдением изменяющегося ритма и т. п.). Предложил новый метод обучения музыке, согласно которому для полного и быстрого овладения ритмикой, постижения эмоционального характера и образного содержания музыкального произведения оно должно быть «телесно пережито» и претворено в движение. Ритмика приобрела популярность не столько у музыкантов, сколько у людей, интересующихся художественным движением, в том числе танцем. В 1910 г. открыл Школу музыки и ритма в Хеллерау (близ Дрездена), в 1915 г. – Институт Жака-Далькроза в Женеве. Предложенная им система содействовала развитию слуха, способности к музыкальной и пластической импровизации. Теории Жака-Далькроза получили сценическое воплощение в ритмопластической интерпретации различных музыкальных произведений: от фуг И. С. Баха до его собственных сочинений (мимодрама «Эхо и Нарцисс», Хеллерау, 1912). Школы и институты, подобные созданным Жаком-Далькрозом, были открыты в Стокгольме, Лондоне, Париже, Вене, Барселоне, Нью-Йорке и др. В 1912 г. посетил Россию, где его педагогические идеи начал пропагандировать С. М. Волконский, основавший в Санкт-Петербурге Курсы ритмической гимнастики (1912). Среди учеников Жака-Далькроза: М. Рамбер, М. Вигман, Р. Сент-Денис, Ханья Хольм и др.; его система оказала влияние на творчество В. Ф. Нижинского, К. Йосса и др. Автор комических опер и оперетт, кантат (в том числе «Праздник в кантоне Во», 1903), оркестровых сочинений, концертов для различных инструментов с оркестром, песен.