#Искусство танца: термины и понятияИскусство танца: термины и понятияИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегИскусство танца: термины и понятияИскусство танца: термины и понятияНайденo 11 статейАртисты балетаАртисты балета БалеринаБалери́на (итал. ballerina, от позднелат. ballo – танцую), танцовщица в балетной труппе. Термин вошёл в употребление во 2-й половине 19 в., после триумфальных выступлений на сценах разных стран Европы итальянских «танцовщиц-виртуозок». В России звание «балерина» присуждалось ведущим танцовщицам императорской балетной труппы (высшая ступень исполнительской балетной иерархии), было связано с получением определённого оклада и характером исполняемых танцовщицей партий. Позднее (в 20 в. и далее) наряду с этим в широком обиходе термин стал применяться ко всем артисткам любой балетной труппы вплоть до кордебалета, что нередко приводит к путанице.Направления, стили, жанры в танце Современный танецСовреме́нный та́нец, совокупность направлений и форм танца, зародившихся на рубеже 19–20 вв. и функционирующих в рамках неклассической и постнеклассической (модернистской, постмодернистской и т. д.) культуры. Современный танец, провозглашающий себя искусством концептуальным, нонконформистским, нацеленным на постоянный поиск и воплощение новых и актуальных смыслов, признаёт «танцем» любой вид пластически-динамического самовыражения, открывает движущееся в пространстве тело в качестве источника танца, а не только его инструмента (как в классическом танце). Человеческая телесность с её сложной психофизической структурой, конкретными анатомическими особенностями, личным опытом становится важным источником смыслов. В английском языке существуют два ключевых понятия, точно определяющих различные дефиниции современного танца: modern dance (танец модерн) и contemporary dance (контемпорари). Первое относится к явлениям конца 19 – середины 20 вв. и, означая «новейший», акцентирует тенденцию на инновационность, постоянное обновление и усложнение языка. С этим понятием ассоциируются субъективность художественного мира, эзотеричность. Понятие contemporary dance относится к явлениям последней четверти 20 – начала 21 вв. Одна из основных его черт – погружённость в исследование телесных состояний здесь и сейчас. Исследование, обретение нового телесного опыта в contemporary dance может являться как целью (отсюда приоритет импровизации, перформанса над завершённой хореографической композицией и спектаклем), так и средством для создания нового, индивидуального языка того или иного автора, выработки некоего «коллективного» языка в танц-компании. Зародившись в США и Западной Европе, к 21 в. современный танец получил распространение в Африке, Азии, России, странах Балтии и Восточной Европы.Страны мира. Современный танец Россия. Искусство и культура. Современный танецСовреме́нный та́нец в Росси́и, направление в российском танцевальном искусстве. В начале 20 в. стимулом к развитию современного танца в России стали гастроли А. Дункан, а также интерес в среде художественной интеллигенции к учению о выразительном жесте Ф. Дельсарта и ритмике по Э. Жак-Далькрозу. В 1910-х гг. в обеих столицах студий т. н. пластического, ритмопластического танца и свободного движения. Активным пропагандистом нового искусства стал С. М. Волконский. Гонения на современный танец начались в середине 1920-х гг., когда всё более очевидным становилось несоответствие «свободного движения» идеологии официальной советской культуры. Возрождение интереса к современному танцу относится к концу 1970-х гг. Среди ведущих деятелей направления: А. А. Абалихина, Г. М. Абрамов, Н. В. Агульник, А. А. Адасинский, Л. А. Александрова, Альберт Альберт, А. В. Андрияшкин, Т. В. Баганова, Д. В. Бородицкий, С. В. Гайдукова, А. Е. Гиршон, П. А. Глухов, Т. В. Гордеева, О. А. Горобчук, И. С. Естегнеев, Ольга Зимина (О. В. Манылова), В. Г. Каспаров и Н. В. Каспарова, К. В. Кейхель, Е. В. Кислова, А. А. Конникова, Е. П. Кулагин, К. В. Матулевский, К. А. Михеева, А. Г. Нарутто, Н. В. Огрызков, Е. А. Панфилов, А. Ю. Пепеляев, Э. Ю. Первова, О. А. Петров, О. Н. Пона, О. Е. Тимошенко, Е. М. Тупысева, Д. Хусейн, О. С. Цветкова, Т. А. Чижикова, Лика Шевченко, Л. В. Шульман, А. С. Щеклеина.Почётные звания ЭтуальЭтуа́ль (франц. étoile – звезда), высшая ступень исполнительской балетной иерархии в Парижской опере. Войдя в оборот в конце 19 в., в качестве официального звания понятие оформилось на рубеже 1930–1940-х гг. В 1940 г. его удостоились балерины Лисетт Дарсонваль и Соланж Шварц. Первым танцовщиком, получившим звание «этуаль», стал Серж Перетти (1941).Направления, стили, жанры в театре Живые картиныЖивы́е карти́ны (франц. tableaux vivants), импровизированные сцены, часто из популярных произведений литературы и искусства (картины, скульптурные группы и др.), которые демонстрируют актёры и/или любители. Появились в 18 в. в Европе. Служили для развлечения, широко распространились в придворном, домашнем (помещичьем, городском) быту, поныне практикуются как форма досуга.Термины Танец модернТа́нец моде́рн, одно из направлений современной хореографии, зародившееся в конце 19 – начале 20 вв. Основные принципы: антиакадемизм (отказ от строгих канонов классического балета и ориентации на общепринятый эталон); утверждение неклассического концепта телесности («либерализация тела»); разнообразие техник и танцевальной лексики, предопределённое установкой на субъективное содержание и творческую индивидуальность. К концу 1960-х гг. идеология танца модерн как художественной инновации полностью себя исчерпала. В то же время его образный мир, лексика и приёмы продолжали оказывать большое влияние на творчество представителей как современного танца в целом, так и искусства балета во всём мире, став их неотъемлемым атрибутом.Направления, стили, жанры в танце БалетБале́т, вид сценического искусства, в котором драматургия, музыка, сценография подчинены хореографии, содержание выражается в хореографических образах. Термин «балет» первоначально служил преимущественно для обозначения европейского балетного искусства, складывавшегося на протяжении 16–19 вв. (Италия, Франция, Россия и т. д.). В 20 в. этот термин стал трактоваться шире и использоваться для обозначения различных танцевальных представлений. В традиционном балете различались классический танец и характерный танец, а в пределах каждого из них – сольный, ансамблевый и массовый, нередки сочетания и взаимопереходы этих разновидностей танца. В современном балете используются всевозможные виды танца, техники и жанры. В 21 в. характерно разнообразие стилей и форм спектакля, часто не совпадающих с традиционными представлениями о классическом балете. Каждый хореограф творит исходя из поставленных им задач и создаёт собственный танцевальный язык.Термины ХореографияХореогра́фия, 1) танцевальный текст (хореография партии Одетты, хореография балета «Спящая красавица») или совокупность текстов, выделяемых по какому-либо признаку – лексическому (классическая хореография, народная хореография), хронологическому (хореография спектаклей эпохи драмбалета, современная хореография), принадлежности конкретному автору (хореография М. И. Петипа; в этом случае хореографию часто определяют как искусство сочинения танца, поэтому автора балета – балетмейстера называют также хореографом). 2) В широком смысле – обобщённое обозначение танцевального искусства и танцевальной культуры в целом как совокупности исполнительства, педагогики и балетмейстерского творчества.Направления, стили, жанры в танце ХореодрамаХореодра́ма (хореографическая драма), вид музыкально-сценического представления (балета), обладающего сюжетом, который излагается с помощью танца и пантомимы. Получила развитие в 18 в. К числу основателей жанра относятся Ж.-Ж. Новерр, Г. Анджолини, С. Вигано, Ш.-Л. Дидло, Ф. Тальони, Ж. Перро и др. В СССР 1930–1950-х гг. возобладала форма хореодрамы, которую принято называть драмбалетом и в которой определяющим был литературный сюжет. Крупнейшие представители – Л. М. Лавровский, Р. В. Захаров и др.Направления, стили, жанры в танце Характерный танецХара́ктерный та́нец, одна из разновидностей сценического танца, обобщённо передающая стиль и дух («характер») национальной хореографии. Базируется не столько на конкретных фольклорных образцах, сколько на сложившейся традиции театральной обработки плясок того или иного народа. Манера исполнения характерного танца ориентирована на условно-театральные представления о той или иной народности. В эпоху романтизма зародилось амплуа характерного танцовщика, наметились два пути сочинения характерного танца: от достоверно изученного фольклора и от классики через насыщение её чертами народного танца. Эстетика, лексика и основные принципы построения характерного танца сложились в творчестве А. Сен-Леона, М. И. Петипа, Л. И. Иванова. В начале 20 в. новые черты внесли А. А. Горский и М. М. Фокин. Позднее технику и стилистику характерного танца разрабатывали балетмейстеры Ф. В. Лопухов, В. И. Вайнонен, Р. В. Захаров и др. Большое значение для становления характерного танца имела педагогическая деятельность А. В. Ширяева. 12