Декру Этьен
Декру́ Этье́н (Étienne Decroux) (19.7.1898, Париж – 12.3.1991, Булонь-Бийанкур), французский актёр-мим.
Учился у Ж. Копо в школе-студии при парижском театре «Старая голубятня». С 1921 г. сотрудничал с Ш. Дюлленом, в том числе в 1931–1940 гг. вёл класс пантомимы на его курсах, а с 1943 г. преподавал в театре «Ателье», где, в частности, обучал пантомиме Ж.-Л. Барро. Как актёр дебютировал в 1925 г. у Г. Бати. В 1931 г. в парижском театре «Ланкри» поставил первый мимический спектакль – «Примитивная жизнь».
Большую роль в формировании творческой личности Декру сыграли А. Арто, Л. Жуве. Развивал идеи Г. Э. Г. Крэга, разрабатывал телесную грамматику для драматического актёра. В 1940 г. открыл в Париже школу (своё искусство называл «телесно-драматической пантомимой»); среди учеников – Ж. Лекок, М. Марсо. Стремясь максимально выявить потенциальные возможности актёра, выдвинул принцип «голый человек на голой сцене».
Основоположник пантомимы 20 в., Декру превратил её в автономное искусство. Создал поэтику, репертуар, лексику (в том числе «шаг на месте», ставший традиционным приёмом) пантомимы. Оказал значительное влияние на драматический театр и танец. Среди постановок: «В лагере», «Золотой дух», «Бюрократ», «Побеждённый поэт», «Звук трубы». Последнее выступление состоялось в 1963 г. в Карнеги-холле (Нью-Йорк).
Снимался в фильмах «Дело в шляпе» (1932), «Последний поворот» (1939), «Бесконечная лестница» (1943), «Дети райка» (1944), «Займись Амелией» (1949), «Совершенно некстати» («Comme un cheveu sur la soupe»; 1957) и др.
В 1957–1963 гг. преподавал в Актёрской студии (Нью-Йорк), в 1963–1986 гг. – в собственной студии (Булонь-Бийанкур, Франция).