Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева
Госуда́рственный академи́ческий анса́мбль наро́дного та́нца и́мени И́горя Моисе́ева (ГААНТ имени Игоря Моисеева, Балет Игоря Моисеева), один из крупнейших хореографических коллективов России.
Датой рождения ансамбля считается 10 февраля 1937 г., когда его создатель (и бессменный руководитель до 2007) И. А. Моисеев провёл в Москве первую репетицию. Основан как Государственный ансамбль народного танца СССР, с 1967 г. академический, с 1992 г. – Государственный академический ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева, с 2008 г. – Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева. С 1994 г. директор, с 2011 г. художественный руководитель – директор – Е. А. Щербакова. Ядро коллектива составляют выпускники школы-студии, основанной Моисеевым в 1943 г.
Соединив школу классического танца с фольклором, Моисеев создал новый жанр – народно-сценический танец. Хореограф вспоминал: «Мне же предстояло выстроить новую систему танца, отличную от классического балета, создать ансамбль, имеющий другую природу. Когда в 1936 году в Москве состоялся первый всесоюзный фестиваль танцев народов СССР, обнаружилось, что в нашем распоряжении огромное фольклорное богатство, не систематизированное, не "пронумерованное". Как им распорядиться? Как уберечь неповторимый национальный колорит и в то же время не превратить живое искусство танца в музейные экспонаты при переносе народных произведений на сцену? <...> Я учился улавливать наиболее яркие краски, выходя на обобщение с помощью художественного домысла. Мне хотелось средствами фольклора нарисовать картину быта, истории, портрет народа. Беря из фольклора тему, жанр, почерк, стиль, мобилизовав весь арсенал профессионального искусства, я искал иную образность. Скажем, смотрел двадцать различных молдавских танцев и создавал синтез танца – "Молдаванеску", где выражал собственное отношение к материалу» (Моисеев. 1996. С. 176–177).
Основу репертуара составляют сочинения Моисеева (более 300). По жанровому признаку они делятся на хореографические миниатюры, танцевальные картины, сюиты танцев, одноактные балеты. Среди программ и спектаклей, ставших классикой сценического народного танца: «Картинки прошлого» (1937), «Танцы славянских народов» (1945), «По странам мира» (1960–1989), «Греческая сюита» (1991), «Еврейская сюита» (1994), «Половецкие пляски» (на музыку А. П. Бородина, 1971), «Ночь на Лысой горе» (на музыку М. П. Мусоргского, 1983), «Вечер в таверне» (1986).
Ансамбль активно гастролирует с 1942 г., завоевав всемирную популярность. Первым из отечественных творческих коллективов открыл культурные связи со многими странами: посетил Монголию (1942), Финляндию, Румынию, Болгарию, Чехословакию (1945), Китай (1954), Великобританию, Францию (1955), Египет (1957), США, Канаду (1958), Японию (1959), Австралию, Новую Зеландию (1968); в 1991 г. получил специальное Приглашение короля Марокко Хасана II. В 1966 г. первым среди профессиональных ансамблей народного танца выступал на сцене Парижской оперы и миланского театра «Ла Скала». В 1971 г. в Париже в честь премьеры одноактного балета «Половецкие пляски» была выбита специальная медаль «Les triomphes de "Les danses poloviennes" de Igor Moiseyev» («Триумф "Половецких плясок" Игоря Моисеева»).
Награждён орденом Дружбы народов (1981), медалью ЮНЕСКО «Пять континентов» (2011). В 2015 г. отнесён к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации.