Мариенгоф Анатолий Борисович
Мариенго́ф Анато́лий Бори́сович [24.6.(6.7.)1897, Нижний Новгород – 24.6.1962, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], русский писатель, драматург. Из семьи коммерсанта. По окончании Пензенской гимназии в 1916 г. поступил на юридический факультет Московского университета (ныне Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова); в том же году призван на военную службу, участия в боевых действиях в период Первой мировой войны 1914–1918 гг. не принимал. В 1917–1918 гг. жил в Пензе, где начал литературную деятельность. В августе 1918 г. переехал в Москву. Активный участник литературной жизни, организатор провокативных художественных акций. В 1918 г. вместе с С. А. Есениным (в 1918–1923 близкие друзья, затем отношения прервались), Р. Ивневым, А. Б. Кусиковым и В. Г. Шершеневичем основал группу «Орден имажинистов», печатался во многих коллективных сборниках и журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном». В 1923 г. женился на актрисе Камерного театра А. Б. Никритиной, сестре С. Б. Никритина. В 1924, 1925 и 1927 гг. выезжал с театром во Францию, Германию и Австрию. В 1923–1926 гг. заведовал сценарным отделом «Пролеткино». С 1928 г. жил в Ленинграде (в 1941–1943 в эвакуации в Кирове). Печатался в журналах «Литературный современник», «Звезда» и др.
Дебютировал в 1918 г. в альманахе «Исход» стихами, написанными под влиянием футуризма. В том же году выпустил поэтический сборник «Витрина сердца». Известность А. Б. Мариенгофу принесли поэмы «Магдалина», «Кондитерская солнц» (обе 1919), поэтические сборники «Руки галстуком», «Стихами чванствую» (оба 1920), «Тучелёт», «Развратничаю с вдохновеньем» (оба 1921), «Разочарование» (1922), сочетавшие эксперименты в области формы (разрушение традиционных метров и строфики) с парадоксальными образами и эпатирующим содержанием (эротика и богохульство, прославление насилия и «красного террора»). Отвергая все литературные течения, Мариенгоф изложил теоретические принципы имажинизма в книге «Буян-Остров» (1920), где призывал поэтов «как можно глубже вонзить в ладони читательского восприятия занозу образа» (А. Мариенгоф. Буян-остров. М., 1920. С. 12), и в полемических статьях. В сборнике «Новый Мариенгоф» (1926) возвращение к традиционному стиху сочеталось с имажинистской образностью. Поэзия Мариенгофа была объектом постоянной критики. После долгого перерыва в 1941–1942 гг. снова публиковал стихи: сборники «Пять баллад» и «Поэмы войны» (оба 1942).
В начале 1920-х гг. обратился к драматургии: драматическая поэма «Заговор дураков» (1922) из эпохи Анны Ивановны, гротески «Вавилонский адвокат» (1924), «Двуногие» (1925). Более поздние драматургические произведения: комедии «Люди и свиньи» и «Бергамский плут» (обе 1934); пьесы в стихах «Шут Балакирев» (1940, новая редакция 1959) и «Совершенная виктория (1943) из эпохи Петра I; «Суд жизни» (1947) о борьбе с космополитизмом, «Рождение поэта» (1951) о М. Ю. Лермонтове, «Остров великих надежд» (1951) о событиях Гражданской войны 1917–1922; сборник «Маленькие комедии» (1957). В соавторстве с М. Э. Козаковым написаны пьесы «Преступление на улице Марата» и «Золотой обруч» (обе 1945) на темы современности,
Скандальную славу А. Б. Мариенгофу принесли беллетризованные воспоминания о С. А. Есенине «Роман без вранья» (1927); критика усмотрела в них клевету на поэта, проявление самовлюблённости автора и пропаганду богемного образа жизни.
Принцип монтажа, использованный в мемуарах, характерен для опубликованных в Германии на русском языке романов «Циники» (1928) и «Бритый человек» (1930) о жизни богемы и нэпманов в послереволюционные годы. Антиэстетизм, отталкивающие образы героев и их вызывающий аморализм были восприняты как художественные принципы автора и вызвали кампанию официальной критики, после чего Мариенгоф оказался вытеснен на периферию литературной жизни. Журнальная публикация исторического романа «Екатерина» была прервана редакцией (1936; полностью 1994).
C 1934 г. – член Союза писателей СССР.
Поздние стихотворения, ряд пьес и автобиографическая книга «Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги» (1953, новая редакция 1960) опубликованы посмертно.
Также писал киносценарии, либретто, стихи для детей.