Абрамов Геннадий Михайлович
Абра́мов Генна́дий Миха́йлович (23.2.1939, Кинешма, Ивановская область – 17.7.2015, Москва), российский артист балета, хореограф, педагог.
Одна из ключевых фигур российского современного танца конца 20 – начала 21 вв. В 1956–1957 гг. студент Ярославского государственного медицинского института. В 1960 г. окончил Белорусское хореографическое училище в Минске по специальности «артист балета», в 1976 г. – балетмейстерский факультет ГИТИСа (курс А. А. Лапаури). Ведущий солист театров оперы и балета Куйбышева (ныне Самара), Самарканда, Челябинска (1960–1972).
С 1976 г. как балетмейстер работал с режиссёрами и хореографами театра и кино: С. Вальц, А. А. Гончаровым, Л. К. Дуровым, О. Н. Ефремовым, М. М. Козаковым, В. В. Меньшовым, Н. С. Михалковым, С. А. Соловьёвым, В. В. Фокиным, М. М. Хуциевым и др.
Постановщик движения в фильмах: «Родня» (1981), «Наследница по прямой» (1982), «Любовь и голуби» (1984), «Чужая Белая и Рябой» (1986), «Прости» (1986), «Чёрная роза – эмблема печали. Красная роза – эмблема любви» (1989) и др.
Автор хореографии более чем в 100 музыкальных и драматических спектаклях, в их числе: балет «13 вариаций "Пиковой дамы"» на музыку В. В. Рябова для солистов балета Большого театра М. Э. Лиепы и Ю. С. Володиной (1983), рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Ллойд Уэббера и Т. Райса (1990, Санкт-Петербургский театр «Рок-опера»).
В 1976–1999 гг. сотрудничал с режиссёром А. А. Васильевым: балетмейстер спектаклей «Взрослая дочь молодого человека» В. И. Славкина (1979, Московский драматический театр имени К. С. Станиславского), «Серсо» Славкина (1985, Малая сцена Московского театра на Таганке), «Шесть персонажей в поисках автора» (1987), «Сегодня мы импровизируем» (1990) и «Каждый по-своему» (1993, все – пьесы Л. Пиранделло, театр «Школа драматического искусства»).
В 1987 г. участник мастер-классов П. Брука и П. Штайна в Москве.
Один из основателей (1987) московского театра «Школа драматического искусства», в котором в 1990 г. открыл курс пластической импровизации – «Класс экспрессивной пластики» (с 1999 самостоятельный коллектив, функционировал до 2001). Среди спектаклей «Класса экспрессивной пластики», созданных в «Школе драматического искусства»: «Стая» (1997), «Кровать» (1999; Российская национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль современного танца», 2000), «Дармоеды» (2000), «Дальше было раньше» (2001).
В 2001 г. организовал в Москве фестиваль современного танца «PRO-движение» («Про Движение»).
Г. М. Абрамов называл идеей современного танца концентрацию духовных качеств, которые, выражаясь в танце свободно, дают человеку право рассказать всему миру о самом потаённом. Он утверждал: «...у современного танца есть два главных принципа – актуальность и аутентичность. Актуальность – только здесь и сейчас. Аутентичность – авторство исполнителя. <…> мне кажется, что в современном танце царствует идея коллективного обрядового, архаического театра, когда каждый исполнитель – автор роли <…> Самый живой театр – это импровизации первой читки. Главное в современном танце – его подвижность и необходимость постоянного, ежедневного обновления» (Абрамов. 2003).
В 2000 г. Г. М. Абрамов проводил профи-классы в Центре имени Вс. Мейерхольда. В 2002–2007 гг. художественный руководитель факультета современного танца в екатеринбургском Гуманитарном университете. Преподавал также во ВГИКе, на Высших курсах сценаристов и режиссёров, в Университете Гейдельберга (Германия) и др.