Панфилов Евгений Алексеевич
Панфи́лов Евге́ний Алексе́евич (10.8.1955, деревня Копачёво, Холмогорский район, Архангельская область – 13.7.2002, Пермь), российский танцовщик, хореограф.
В 1981 г. окончил хореографический факультет Пермского института искусства и культуры, в 1990 г. – балетмейстерский факультет ГИТИСа (курс О. Г. Тарасовой). В 1992 и 1994 гг. учился в Международной летней школе современной хореографии в Северной Каролине (США). В Перми в 1979 г. создал самодеятельный танцевальный ансамбль «Импульс», в 1987 г. – профессиональный Театр танца «Эксперимент» (с 1991 «Пермский городской балет Евгения Панфилова», с 1994 «Балет Евгения Панфилова», дополненный новой труппой «Балет толстых»; с 2001 включает и труппу «Бойцовский клуб»). В 1983–1985 гг. руководил Ансамблем песни и пляски Кемеровской филармонии.
Когда в СССР не существовало системы обучения техникам современного танца, Панфилов изучал их самостоятельно, создавая при этом собственный хореографический язык как смесь джазового, эстрадного, фольклорного, классического танца, танца модерн и др. С первых шагов стремился к синтезу танцевальных и театральных средств. Постановки Панфилова отличала подробная режиссёрская проработка.
Ставил спектакли на музыку: А. Л. Рыбникова («Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», 1979), А. Г. Шнитке («Бег», 1988; «Контрреволюционная сказка на тему гражданской войны», 1990), Д. ван Тигема («Любовные игры», 1989), И. Р. Габели («Кресло», 1990), И. В. Машукова, группы «Энигма», М. Равеля («Фантазии в чёрном и огненном цвете»), С. В. Рахманинова («Остров мёртвых») и Э. Вальдтейфеля («Вальсы для помутнённых рассудком»; все – 1991); В. Беллини («Золушка, часть вторая, последняя»), Ж. Бизе – Р. К. Щедрина («Клетка для попугаев») и русских народных песен («Восемь русских песен»; все – 1992); К. Орфа («Мистраль», 1993), П. И. Чайковского («Женщины в зелёном, мужчины в чёрном», 1994; «Щелкунчик», 2002), И. Брамса («Брамс – момент движения») и А. Пярта («Колыбельная для мужчин»; оба – 1995), С. С. Прокофьева («Ромео и Джульетта», 1996), Д. Д. Шостаковича и других советских композиторов («Блокада», 2002), а также на сборную музыку («Цветные сны», 1985; «Река», 1998; «Бабы. Год 1945», 2000, Российская национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «Новация», 2001; «Тюряга», 2002, и др.).
Сотрудничал с Мариинским театром («Весна священная» И. Ф. Стравинского, 1997), берлинским театром «Темподром» («Жизнь прекрасна!» на музыку Шостаковича и советских песен 1930–1950-х гг., 2002) и др.
Первопроходец российского современного танца, в лучших постановках Панфилов соединял философичность с яркой театральностью, парадоксальность мышления – с хореографической ясностью. «Балет Евгения Панфилова» стал первой в России труппой современного танца, получившей статус государственной (2000).
Как хореограф и танцовщик Панфилов работал в игровом фильме «Мания Жизели» (1995, режиссёр А. Е. Учитель).
Преподавал танец модерн в Пермском институте искусства и культуры (1993–1996) и в Пермском государственном хореографическом училище (1987–2002).
Творчеству и судьбе Евгения Панфилова посвящён документальный фильм «Танцевальный провокатор. Евгений Панфилов» (2011).
Убит в собственной квартире.