Матулевский Константин Вадимович
Матуле́вский Константи́н Вади́мович (род. 6.9.1982, Ленинград, ныне Санкт-Петербург), российский артист балета, хореограф, педагог.
В 2000 г. окончил Академию русского балета имени А. Я. Вагановой (класс Г. Н. Селюцкого), в 2020 г. – «Мастерскую индивидуальной режиссуры» под руководством Б. Ю. Юхананова (специальность «режиссёр театра, кино и телевидения»).
В 2000–2006 гг. артист Театра балета Бориса Эйфмана. В репертуаре: Голубь («Пиноккио» на музыку Ж. Оффенбаха), Чайковский, Двойник Чайковского («Чайковский. Pro et contra» на музыку П. И. Чайковского), Наследник («Русский Гамлет» на музыку Л. ван Бетховена, Г. Малера). Чекист («Красная Жизель» на музыку П. И. Чайковского, А. Г. Шнитке, Ж. Бизе), Мольер («Мольер и Дон Жуан» на музыку В. А. Моцарта, Г. Берлиоза), Каренин («Анна Каренина» на музыку П. И. Чайковского), Иудей, Мусульманин («Мой Иерусалим» на музыку групп Wanfried, The Future Sound of London, Reload и Моцарта), Билл («Кто есть кто» на сборную музыку).
В 2010–2012 гг. артист Театра танца Саши Кукина (руководитель А. Ф. Кукин), где исполнял сольную партию в спектакле «Обладание» на музыку группы Mogwai.
В 2013–2017 гг. солист театра «Балет Москва»: участвовал в работе классической и современной трупп. Первый в классической труппе исполнитель партий: Жокей («Эквус» на музыку А. Г. Айги, балетмейстеры А. В. Кадрулёва, А. А. Игнатьев, 2013), Солист («Болеро» на музыку М. Равеля, балетмейстер Кадрулёва; «Лабиринт» на музыку Б. А. Чайковского, балетмейстер К. Ю. Семёнов; оба балета – 2014), Зевс («Эрос» на музыку Я. тер Велдхёйса, балетмейстер А. Л. Очоа, 2015), Тесей («Минос» на музыку А. Ното, Сакамото Рюити, балетмейстер Х. Аркес, 2015), Мальчик, Паук, Улитка («Дюймовочка» на музыку П. И. Чайковского, балетмейстеры Кадрулёва, Игнатьев, 2016), Пианист («Оркестр» на музыку С. С. Прокофьева, Ф. Гласса, балетмейстер С. В. Гайдукова, 2016). Участник российской премьеры спектакля «Эгопойнт» на музыку Л. Слейтера (Солист; 2013, балетмейстер Н. П. Сайдакова).
В репертуаре также партии: Зима, Весна («Времена года» на музыку В. И. Мартынова, балетмейстер К. А. Симонов), Солист («Три поэмы» на музыку Ю. Б. Абдокова, балетмейстер К. А. Радев), Солист («Monumentum Pro Gesualdo» на музыку И. Ф. Стравинского, хореография Дж. Баланчина).
В современной труппе театра участвовал в мировых премьерах постановок «Тристан и Изольда. Фрагменты» на музыку Р. Вагнера (хореограф Р. Обадья, 2013) и «Удерживая время» на музыку Ж.-Б. Жюльена (хореограф Р. Урамдан, 2015). Участвовал в постановках Обадья «Весна священная» и «Свадебка» Стравинского.
В 2015 г. в «Балете Москва» дебютировал как хореограф (совместно с Гайдуковой) постановкой перформанса «Wormholes and jumping moles» на сборную музыку. Матулевский и Гайдукова поставили спектакли: «Оркестр. Мера страха» на музыку группы Aranis, О. Арнальдса, Kronos Quartet, Б. Десснера («Балет Москва», 2017), «Memoriae» на сборную музыку (Проект Гайдуковой и Матулевского, 2017; номинация на Российскую национальную театральную премию «Золотая маска» за лучший спектакль в современном танце и лучшую работу хореографа, 2018), «Apples & pies. Ностальгия» на музыку Айги, Д. А. Курляндского (Воронежский Камерный театр, 2018), «Вселенная DQ. Вырабатывая эндорфины» на музыку Г. Ф. Телемана, Г. Пёрселла, Л. Минкуса (Проект Гайдуковой и Матулевского, 2018), «Anima» на музыку Ф. Гласса (2019) и «Дева» на музыку Д. Лигети, Й. Йоханнссона, Д. Ланга (2021; оба – Воронежский театр оперы и балета), «Болеро» на музыку Равеля (Колледж музыкально-театрального искусства имени Г. П. Вишневской, 2019), «SUPERminimal» на музыку А. Тобина, Йоханнссона, группы Elektro Guzzi (Театр-студия современной хореографии, Москва, 2019), «ИшТаб» на музыку DJ Gedevaan, Тобина, групп The Knife, Soisong (Проект Гайдуковой и Матулевского, 2019), «Золушка» Прокофьева (Moscow State Ballet под руководством Л. Р. Титовой, 2019), «Дикое поле» на сборную музыку (творческое объединение ТОP 9, 2019), «Не все умеют падать» на сборную музыку (творческое объединение ТОP 9, 2019), «ТитанИя» на музыку Малера и «Болеро» на музыку Равеля (Чувашский театр оперы и балета, 2022), «Времена года» А. К. Глазунова (Красноярский хореографический колледж, 2022).
В 2018 г. Матулевский поставил в Пермском театре оперы и балета хореографическую миниатюру «Aheym» на музыку Kronos Quartet и Б. Десснера, в 2019 г. ставшую одноактным балетом в Воронежском театре оперы и балета. Участвуя в фестивале «Context. Diana Vishneva» (2018), поставил миниатюру «Несовместимость» на музыку Г. О. Прокофьева. Как танцовщик и хореограф в 2018 г. участвовал в совместном проекте московского театра «Трикстер» и Лондонского филармонического оркестра под управлением В. М. Юровского («Творения Прометея» Бетховена и «Орфей» Стравинского, Royal Festival Hall, Лондон). В 2019 г. в севастопольском Музее-заповеднике «Херсонес Таврический» состоялась премьера спектакля «Грифон» на сборную музыку, где Матулевский выступал как хореограф (совместный проект театра «Трикстер» и фонда «Моя история»). В 2020 г. поставил танцевальный онлайн-спектакль «FORSALE» на сборную музыку.
Работает как хореограф и режиссер по пластике в драматических театрах. Принимал участие в создании спектаклей: «Андерсен. В поисках сказки» (Центр имени Вс. Мейерхольда, режиссёр С. Н. Черникова, 2015), «Андромаха» Ж. Расина (Электротеатр «Станиславский», режиссёр Л. Х. Файзуллина, 2017), «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина (Кинешемский драматический театр, режиссёр А. Е. Орлов, 2021). Работал как хореограф над оперой «Алеко» С. В. Рахманинова (2021, Чувашский театр оперы и балета, режиссёр М. Ю. Жучин).
Как исполнитель участвовал в онлайн-проекте «Девять языков современного танца» (2017, совместный проект фестиваля «Context. Diana Vishneva» и образовательного портала Arzamas). Сотрудничает с Е. В. Плющенко, работая над проектами его ледовых шоу: «Лебединое озеро» (2018), «Золушка» (2019), «Щелкунчик» (2021).
Хореограф телевизионных проектов ВГТРК на телеканале «Культура» «Большой балет» (2018, 2021), «Большой мюзикл» (2021).
В 2013–2016 гг. преподавал разные техники современного танца в Школе танца ЦЕХ (Москва). В 2014–2017 гг. педагог в телепроекте «Танцы на ТНТ». Преподавал современный танец и сценическое движение в 2017–2018 гг. в Школе-студии МХАТ и «Мастерской индивидуальной режиссуры» Юхананова, в 2019–2020 гг. – в РИТИ–ГИТИСе. С 2020 г. ведёт курс «Работа режиссёра с хореографом» в Академии коммуникаций Wordshop (Москва).
Почётные грамоты Департамента культуры Москвы «За вклад в развитие культуры города Москвы и многолетний добросовестный труд» (2013, 2015).