Пространство (в философии)
Простра́нство, 1) форма созерцания вещей, одно из условий чувственного опыта, позволяющее воспринимать объекты внешнего мира как находящиеся в том или ином месте и занимающие определённое положение относительно друг друга; 2) вместилище, задающее сущность и способ существования находящихся в нём вещей; 3) однородное неограниченное n-мерное протяжение, в котором находятся различные предметы, происходят движения и события. Понятие пространства является результатом длительного процесса абстрагирования, берущего начало в опыте взаимного расположения предметов.
Архаичное понимание пространства отражено в языке, мифах, ритуалах и древнем искусстве. Пространство представлялось конечным, структурно организованным (иногда имеющим маркированные границы, отделяющие его от неорганизованного хаоса) и качественно разнородным, неразрывно связанным со временем (хронотоп). Часто оно распадалось на несколько отдельных пространственных локусов (распространённым мифологическим сюжетом было путешествие в далёкий мир, «тридевятое царство», часто отождествляемое с загробным миром). Визуальной моделью архаичного пространства служили жилище, усадьба, поселение, святилище, храм, орнаментальная структура, человеческая фигура и оформляющая её одежда и др. структурированные объекты. Наиболее характерная структура архаичного пространства – с маркированным центром, 4 направлениями в горизонтальной плоскости (стороны света) и троичным делением по вертикали (верхний, средний и нижний миры).
Пространство в индийской философии
Индийская мысль не выработала единого понятия пространства. Созданные ею 2 понятия пространства – «акаша» и «диш» (буквально – страны света) соответствовали как бы двум концепциям пространства – как «вместилища» и как «места-направления». Сведение пространственных характеристик, имевших разное сакральное значение в ритуале, к единому первоисточнику (солнцу, Брахману, Пуруше) встречается уже в Упанишадах. Представление о бескачественном Абсолюте требовало более абстрактного и однородного образа пространства, чем иерархизированное пространство ритуала, которому соответствовало понятие «диш». В этой роли выступило понятие «акаша» – неизменного, вечного, неделимого, бесконечного, однородного, бесплотного пространства, через постижение которого адепт обретает опыт освоения бесконечности, необходимый для постижения Абсолюта. Всепроникающая акаша содержится и внутри человека в силу единства микрокосмоса и макрокосмоса: «Поистине, сколь велико это пространство, столь велико и пространство внутри сердца» (Чхандогья-упанишада VIII. 1.3). Вещи «пронизаны» акашей, и йог, упражняясь в медитации, созерцает бесконечное пространство как бы сквозь них. В восходящих к Упанишадам религиозно-философских школах (санкхья, йога, веданта, вайшешика, ньяя) акаша выступает и как космический первоэлемент, носитель звука (аналог европейского эфира), и как абстрактное вместилище вещей. При этом акаша никогда не ассоциируется с пустотой, отсутствием вещей и событий – она всегда чем-то заполнена, хотя и не сливается с предметным миром.
Помимо «мистического» пространства, открываемого в религиозном опыте, в индийской мысли имеется и более философская концепция пространства как субстанции. В вайшешике акаша – это и среда для распространения звука (объясняемого по аналогии с движением волн), и орган слуха (часть акаши, расположенная в ушной раковине), и вместилище вещей. Вместе с понятием времени вайшешика ставит, однако, не акашу, а диш, рассматривая его как принцип локализации предметов в соответствии с направлением. Как и акаша, диш является вечной и неделимой субстанцией, её можно уподобить силовому или магнитному полю, попав в которое вещи располагаются определённым образом. При таком понимании ряд параметров (размер, расстояние и т. п.) ещё не отделяется от самих вещей, не объединяется с пространством и не измеряется в терминах пространственных величин. Другие школы индийской религиозно-философской мысли не признавали диш в качестве отдельного от акаши пространственного принципа. В буддийских школах саутрантика и вайбхашика акаша понимается как отсутствие материальных препятствий, а в сотериологической перспективе она выступает как бесконечное пространство, открываемое на высших ступенях медитации. В джайнизме акаша трактуется как сплошная протяжённость, «контейнер» конечных вещей.
В целом традиционные индийские концепции пространства остались на уровне античных представлений о «системе мест». Идея единого и однородного пространства, созерцаемого в мистическом опыте, никогда не экстраполировалась на область физической реальности.
Пространство в античной и средневековой философии
В древнегреческой философии, как и в индийском умозрении, не существовало единого понятия пространства; то, «в чём» и «где» находятся вещи, описывалось с помощью слов: χώρα (страна, земля, местность), τόπος (место), διάστημα (промежуток, протяжённость) и ϰενόν (пустота). В «Тимее» Платона пространство (χώρα) – это вечный и неуничтожимый «третий вид» наряду с неизменными идеями и их изменчивыми подобиями – чувственно воспринимаемыми вещами; оно существует до возникновения этих вещей в качестве их пристанища, способного принять их в себя, лишено каких-либо определений и недоступно для восприятия.
Аристотель рассматривает пространство как «место», занимаемое каким-либо предметом и определяемое по отношению к окружающим этот предмет вещам. Это не пустой «промежуток» между границами тела (ибо вакуума не существует), но «неподвижная граница объемлющего тела, по которой оно соприкасается с объемлемым» («Физика» IV. 4. 212a). Оно обладает некоей силой, обусловливающей движение в пространстве, так что всякое тело, если ему не препятствовать, движется к своему естественному месту (лёгкое – вверх, тяжёлое – вниз), в котором тело покоится; весь космос поэтому заключает в себе систему естественных мест. Каждая вещь вместе с другими вещами находится в небе – «общем месте» всего сущего. Само же небо и мир в целом места не имеют, поскольку вне Вселенной ничего нет. Аристотелевская концепция пространства неоднократно критиковалась в античности. Теофраст предложил считать «место» не сущностью, но отношением – порядком и положением вещей относительно друг друга и космоса в целом.
Представители стоицизма приравнивают место не к границам объемлющего тела, но к заключённому между ними промежутку и отождествляют его с пустотой. Эпикур также отождествляет пространство с пустотой, но, в отличие от стоиков, наделяет её статусом субстанции: это бесконечная по величине «неосязаемая природа», служащая вместилищем бесчисленных атомов и обеспечивающая им возможность беспрепятственного движения в разные стороны.
В неоплатонизме понятие пространство распространяется и на бестелесную реальность. Любая вышестоящая ипостась, объемлющая собой свои следствия, рассматривается Плотином как «место» более низких уровней бытия, в результате чего Душа оказывается «местом» космоса, Ум – «местом» Души, а Единое – Ума. У Ямвлиха «местом» всех тел во Вселенной является бестелесная неделимая сила, удерживающая мир от распада и определяющая все его физические свойства. Для Прокла «место» – не пустота и не некая бестелесная сила, но особого рода тело, лишённое материи и потому неспособное оказать сопротивление помещённым в него материальным телам; оно совпадает с самой по себе трёхмерной протяжённостью, неделимо, неподвижно и представляет собой не что иное, как тончайший эфирный свет, содержащий в себе физическую Вселенную и служащий абсолютной системой отсчёта для всех происходящих в мире движений. Разработанная Иоанном Филопоном концепция места как бестелесной трёхмерной протяжённости вплотную приближается к новоевропейскому понятию абсолютного пространства как пассивного изотропного вместилища всех тел во Вселенной.
Средневековые мыслители возвращаются к аристотелевской концепции пространства как «места», обсуждая онтологический статус пространства, его отношение к акту творения, конечность или бесконечность, подвижность или неподвижность. Для Иоанна Скота Эриугены «место» бестелесно, первично по отношению ко всем прочим тварным вещам и вместе с категорией времени образует границу, отделяющую мир от его вечного Создателя. У. Оккам и Ж. Буридан различают изменчивую материю «места» и его неизменную и неподвижную форму. Николай Бонет сводит «место» исключительно к геометрической поверхности объемлющего тела, что приводит к замещению аристотелевского физического пространства абстрактным пространством евклидовой геометрии. Николай Орем, Х. Крескас допускают наличие бесконечного пустого протяжения за пределами космоса.
Пространство в философии Нового времени
Итальянские натурфилософы 15–17 вв. (Ю. Ц. Скалигер, Б. Телезио, Ф. Патрици и др.) отказываются от аристотелевского определения пространства как занимаемого телом места (лат. locus) в пользу пространства как промежутка (лат. spatium), способного вместить в себя тела. Понятое таким образом пространство не зависит от материи и существует в виде абсолютной пустоты (лат. vacuum) даже после удаления из него всех тел. Такое пространство бестелесно, бесформенно, однородно и неспособно приводить тела в движение. Созданное бесконечным Богом, оно и само бесконечно, простираясь далеко за пределы видимого космоса, в силу чего Дж. Бруно делает вывод о существовании во Вселенной множества миров, подобных нашему.
Р. Декарт, отвергая представление о пространстве как пустом промежутке, существующем независимо от заполняющих его тел, отождествляет пространство с материей и протяжённостью (лат. extensio), вследствие чего исчезает специфическое различие между физическим и геометрическим. Это позволяет Декарту вслед за Галилеем рассматривать физические тела как предмет математики и создавать механику – математическую науку о телесной субстанции. Другим следствием отождествления пространства с протяжённостью и материей является отрицание конечности материального мира, а также унификация Вселенной в отношении её состава и действующих законов. Возражая Декарту, Г. Мор пытался сохранить различение между пространством и находящимися в нём телами, считая протяжённость атрибутом не только материальной, но и духовной субстанции. В качестве бесконечной духовной протяжённости пространство совпадает с Богом, будучи, таким образом, единым, простым, вечным, несотворённым, бесконечным и т. д. Немецкий физик О. фон Герике в ходе успешных экспериментов с вакуумом (опыт с магдебургскими полушариями) доказывал возможность существования свободного от тел пустого пространства.
И. Ньютон вводит идею абсолютного, или истинного, пространства, которое, в отличие от относительного, определяемого по отношению к телам, является всегда одинаковым и неподвижным, однородным и недоступным чувственному восприятию. Абсолютное пространство не зависит от находящихся в нём тел, оно является физическим воплощением геометрического пространства Евклида, равномерно простирающегося в трёх направлениях. В ньютоновских «Математических началах натуральной философии» и «Оптике» бесконечное и вечное пространство предстаёт как физическое выражение бесконечности Божественного всеприсутствия: пространство как «чувствилище Бога» (лат. sensorium Dei), в котором Он непосредственно воспринимает все вещи и из которого в момент творения создаёт движущиеся тела. Близость такого понятия пространства мировой душе как посреднику между Творцом и миром была подвергнута критике Г. В. Лейбницем и др. В полемике с С. Кларком, представлявшим взгляды Ньютона на пространство, Лейбниц утверждал, что пространство не существует само по себе, отдельно от тел: выражая лишь положение физических объектов по отношению друг к другу, оно есть отношение и порядок сосуществования как действительных, так и возможных явлений и вещей.
В британской философии 17–18 вв. пространство рассматривается в его «субъективном» аспекте как продукт сознания или восприятия: как воображаемый образ действительной вещи (Т. Гоббс), как «простая идея», обретаемая посредством чувственного восприятия вещей и представляющая собой либо расстояние между телами, либо объём (Дж. Локк). И. Кант в «Критике чистого разума» определяет пространство как априорную форму внешнего чувственного созерцания, предшествующую опыту, не зависящую от него, но только и делающую его возможным, обеспечивая всеобщность и необходимость истин математики (геометрии). Послекантовская философия в объяснении и обосновании свойств математического и физического пространства исходила из предположения, что в физическом пространстве выполняются законы евклидовой геометрии. Евклидово пространство обладает, по А. Пуанкаре, свойствами непрерывности, бесконечности, трёхмерности, однородности и изотропности.
В современной физике отождествление физического и математического пространства позволило описывать первое в терминах второго. В специальной теории относительности А. Эйнштейна в четырёхмерном пространстве Минковского время может быть принято за мнимую пространственную координату. Однако в общей теории относительности метрика физического пространства меняется от точки к точке и зависит от находящейся в нём массы, которая определяет локальную кривизну пространства. В результате понятие пространства оказывается неразрывно связано с понятием гравитационного поля, что делает первое похожим скорее на аристотелевское «место», нежели на ньютоновское абсолютное пространство, локальные свойства которого никак не зависят от находящихся в нём тел. Согласно современным представлениям, лишённое материальных частиц протяжение, или пространство, есть не абсолютная пустота, но физический вакуум, т. е. основное состояние физической системы, обладающее ненулевой энергией и потому создающей собственное гравитационное поле.