«Критика чистого разума»
«Кри́тика чи́стого ра́зума» («Kritik der reinen Vernunft», 1-е изд.: Riga, Hartknoch, 1781; А – международно принятая пагинация; 2-е изд.: Riga, Hartknoch, 1787; В – принятая пагинация), одно из трёх основных сочинений И. Канта критического периода его творчества. 1-е издание создано в период около 1769 – 1781 гг. Во 2-м издании (1787) автор значительно переработал ряд разделов («О дедукции чистых рассудочных понятий», «О паралогизмах чистого разума» и др.) и добавил некоторые новые части («Об опровержении идеализма», § 12 «Трансцендентальной аналитики» и др.), в результате чего оба издания нередко рассматриваются исследователями как относительно самостоятельные трактаты с разными философскими акцентами и разной направленностью.
Состоит из предисловий к первым двум изданиям, введения, трансцендентального учения о началах (трансцендентальные эстетика и логика, состоящая из трансцендентальных аналитики и диалектики) и о методе. Дисциплинарная принадлежность произведений дискуссионная. В разное время трактат относили к логике в широком смысле слова, к теории познания, к философии науки. Сам автор тяготел к метафизическому пониманию своего труда. Структура произведения в целом соответствует делению сочинений по метафизике того времени, распространённому в вольфианстве: онтология (аналитика понятий), психология (паралогизмы чистого разума), космология (антиномии чистого разума), рациональная теология (идеал чистого разума). В общем виде оно посвящено исследованию возможности и границ человеческого познания.
Критика понималась как проверка познавательной способностью самой себя, своего потенциала, границ и возможностей, противопоставляясь догматизму, отказывавшемуся от выяснения происхождения применяемых им принципов. Конкретно «Критика чистого разума» подавалась Кантом как «трактат о методе» (Кант. 2006. С. 25), который на основе исследования возможностей математики и чистого естествознания должен был дать новое обоснование возможности метафизики как науки. Для реализации этого замысла требовался ответ на вопрос о том, как возможны априорно синтетические суждения, сформулированный Кантом во 2-м издании. Здесь же философ провозгласил «коперниканский поворот» в философии, состоящий в утверждении, что не понятия сообразовываются с предметами, а напротив, «предметы, или, что то же самое, опыт, единственно в котором их (как данные предметы) и можно познать, сообразуются с этими понятиями» (Кант. 2006. С. 19). В «Критике чистого разума» Кант воплотил полную идею разрабатываемой им трансцендентальной философии. В целом сочинение было направлено против «материализма, фатализма, атеизма, неверия, проистекающего из вольнодумства, мечтательности, фанатизма и суеверия […] идеализма и скептицизма» и должно было «приподнять, отодвинуть знание, чтобы [своё] место заняла вера» (Кант. 2006. С. 37, 33).
Содержание
В разделе «Трансцендентальная эстетика», трактующем о чувственности, наряду с ощущениями, возникающими в результате воздействия на чувственность и имеющими неупорядоченный характер, речь идет о способах их упорядочивания, добавляемых самим познающим субъектом, – пространстве и времени как априорных формах созерцания. Способ упорядочивания многообразного – априорная форма – не позволяет познать вещи в себе; они известны только как явления. Сами же пространство и время оказываются лишь человеческим способом упорядочивания приходящего материала извне и изнутри, вне человека в таком виде не существующими. Благодаря времени и пространству, лежащим в основе арифметики и геометрии, Кант объяснял возможность математики как науки с априорно синтетическими суждениями.
В «Трансцендентальной аналитике» исследуется рассудок как способность мыслить, познавать через априорные понятия – категории, синтезирующие и объединяющие наше знание. В основе же всякого синтеза лежит изначально синтетическое и трансцендентальное единство апперцепции в варианте 2-го издания, в то время как 1-е издание предлагало здесь синтез схватывания в созерцании, синтез воспроизведения в воображении и синтез узнавания в понятии. Связь между чувственностью и рассудком Кант показывает при помощи трансцендентальной способности воображения и её продукта – трансцендентальных схем, которые подводят созерцания под категории. Этот отдел содержит также дедукцию категорий, которую Кант считает самым важным исследованием о рассудке, а также обоснование принципа каузальности («Аналитика основоположений»). Благодаря категориям и основоположениям как априорным формам, делающим возможным наш опыт, Кант объясняет существование чистого естествознания как достоверной науки.
В разделе «Трансцендентальная диалектика» рассматривается разум, имеющий доступ не к опыту, а к рассудку, на который направлены его принципы и от которого он требует абсолютной завершённости опытного знания. Кант показывает также, в какие иллюзии и заблуждения впадает разум, пытаясь познать трансцендентальные идеи, выходящие за границы нашего опыта: душу (паралогизм чистого разума), мир (антиномии чистого разума), Бога (идеал чистого разума). Указанные трансцендентальные идеи разума могут иметь только регулятивное, а не конститутивное применение. В паралогизме чистого разума Кант обосновывает, что не только внешние вещи оказываются известными нам лишь как явления, но и мы сами известны себе лишь во времени, следовательно, как явления; каковы же мы сами по себе (как трансцендентальные субъекты), нам принципиально неизвестно. В антиномиях чистого разума Кант продемонстрировал неизбежные противоречия, в которые разум впадает при попытке приписать миру пространственно-временные характеристики: и тезис, и исключающий его антитезис одинаково хорошо доказываются. Ключ к разрешению данных противоречий Кант видел в учении трансцендентального идеализма, согласно которому всё познаваемое нами в пространстве и времени – лишь явление, а не «вещь в себе». Благодаря этому Кант обосновывает возможность свободы в сфере ноуменального, неподвластного пространственно-временным характеристикам, ибо «если явления суть вещи сами по себе, то свободу нельзя спасти» (Кант. 2006. С. 701). Хотя Кант и подверг решительной критике имеющиеся доказательства бытия Бога, сводимые им к трем типам (физико-теологическое, космологическое и онтологическое), заслугу собственного трактата он видел в демонстрации полной несостоятельности атеизма: из теоретической позиции о невозможности доказательства как бытия, так и небытия Бога в пользу теизма можно было предложить практические аргументы, в то время как в пользу атеизма отсутствовали как теоретические, так и практические доводы.
В разделе «Трансцендентальное учение о методе», состоящем из дисциплины, канона, архитектоники и истории чистого разума, Кант определяет методы критического исследования и облик будущей системы чистого разума, выделяя в ней помимо прочего метафизику нравов, чем подготавливает переход к будущим сочинениям по проблемам этики и философии религии, отвечающим уже не на вопрос, что я могу знать, а на вопросы о том, что я должен делать и на что я могу надеяться.
Кратко основные идеи работы «Критика чистого разума» изложены Кантом в сочинении «Пролегомены» (1783), которые, однако, в ряде положений (различение суждений восприятия и суждений опыта и др.) отличаются как от 1-го, так и от 2-го издания «Критики чистого разума».
Оценка трактата «Критика чистого разума» в процессе рецепции различными поколениями и представителями различных философских течений неоднократно изменялась. Трактат в той или иной мере повлиял практически на все философские направления, сложившиеся после его выхода в свет, и до сих пор остается широко и активно дискутируемым философским произведением.
Переводы на русский язык
Первый перевод на русский язык был выполнен М. И. Владиславлевым (Санкт-Петербург, 1867). В 19–20 вв. появились переводы Н. М. Соколова (Санкт-Петербург, 1896–1897; 2-е изд. Санкт-Петербург, 1902), Н. О. Лосского (Санкт-Петербург, 1907; 2-е изд. Петроград, 1915; отредактировано Ц. Г. Арзаканьяном, М. И. Иткиным: Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 3. Москва, 1964).). Издание 1964 г. в 1994 г. было заново отредактировано Ц. Г. Арзаканьяном, М. И. Иткиным (Кант И. Критика чистого разума. Москва, 1994) и альтернативно отредактировано И. С. Андреевой (Кант И. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 3. Москва, 1994). В 2006 г. появилась альтернативная редакция Н. В. Мотрошиловой, Т. Б. Длугач (Кант. 2006).