Йога
Йо́га (санскр. योग; буквально – связь, единение, сосредоточение, усилие), в индийской религиозной культуре комплекс психофизических методов, направленных на преображение сознания и тела практикующего, обретение им высшего знания и окончательного освобождения от страданий. Истоки йоги архаичны и, по всей вероятности, связаны с культурой неарийских племён, однако несомненен и вклад в развитие йоги со стороны индоарийских создателей ведийской традиции. Примерно в середине 1-го тыс. до н. э., когда в Индии появляется множество разнообразных мировоззренческих систем, ставящих предельные вопросы о смысле бытия человека, практики йоги становятся довольно популярными, их впервые связывают с путём, ведущим к духовному освобождению (мокша, нирвана).
Большое влияние на развитие этих практик оказал буддизм. В состав восьмеричного «благородного пути» раннего буддизма входят такие йогические ступени, как «правильное усилие», «правильное памятование» и «правильное сосредоточение». Со 2-й половины 1-го тыс. до н. э. йога становится объектом рассмотрения и описания в упанишадах («Шветашватара-упанишада», «Майтри-упанишада» и др.), эпосе («Махабхарата», в том числе «Бхагавадгита»), пуранах.
Йога Патанджали
К началу 1 в. в Индии складывается философская школа (даршана) йоги, создание которой приписывается легендарному мудрецу Патанджали (автору основополагающего трактата «Йога-сутры», 2–4 вв.). Эта школа стала одной из шести традиционных систем индуистской философии. У западных индологов она получила название «классической» йоги и какое-то время отождествлялась с индийской йогой как таковой. Патанджали признаёт (с небольшими оговорками) метафизические, онтологические и гносеологические положения школы санкхьи. Основной акцент «классическая» йога, как и санкхья, делает на проблематике высвобождения индивидуального духа (пуруши) из материального плена. Согласно Патанджали, йога – это «прекращение деятельности сознания» (читта), которое становится целью духовного пути. С другой стороны, Патанджали понимает йогу не только как цель, но и как совокупность средств, ведущих к ней. В этом смысле он говорит о «восьмичленной йоге».
Первые пять членов, или ступеней, впоследствии получили название «внешней йоги», подготавливающей адепта к основным практикам:
яма, или основные моральные заповеди (непричинение вреда, правдивость, отказ от присвоения чужого, воздержанность и нестяжательство);
нияма, или предписания (чистота, удовлетворение, аскеза, рецитация священных текстов и почитание Ишвары);
асана (поза для медитации);
пранаяма (дыхательные практики);
пратьяхара (контроль над чувствами).
Три остальные ступени – «внутренняя йога» – представляют собой, в сущности, разные этапы медитации, такие как:
дхарана (длительное удерживание сосредоточенного внимания на выбранном объекте);
дхьяна (устойчивое, непрерывное, естественное созерцание);
самадхи (глубочайшая сосредоточенность).
В свою очередь, Патанджали выделяет внутри самадхи несколько уровней, на высшем из которых происходит полное единение субъекта и объекта медитации. Последовательное и регулярное применение членов йоги приводит приверженца этой дисциплины к окончательному освобождению. При этом он может приобрести сверхъестественные способности (сиддхи) как знаки духовного совершенства.
Йога Патанджали признаёт бытие высшего Бога – Ишвары, вечного и самосознающего Духа. В отличие от других духовных сущностей, он не подвержен омрачающему воздействию первоматерии (пракрити), поэтому никогда не вовлекался в мир страданий и наделён огромным могуществом. Однако при этом Ишвара не творит и не разрушает мир, не связан с идеей всеобщего спасения. Он помогает только последователям йоги, избирающим его как объект медитации («бог йогинов»). Цель «классической» йоги – абсолютное размежевание с миром материального и «возвращение» индивидуального духа к самому себе, к своей изначальной свободе, которая трактуется как полная обособленность от всего материального (кайвалья), а не слияние с Ишварой. Первым комментатором «Йога-сутр» стал Вьяса (около 5 в.; трактат «Йога-бхашья»). Система Патанджали – одна из самых авторитетных и влиятельных школ йоги в Индии.
Основные школы йоги
Спустя несколько столетий после составления «Йога-сутр» в Индии появилось тантрическое движение, которое сочетало ритуальные действия и йогическое созерцание. В тантризме йога комбинируется с эротикой, магией, алхимией, выступает связующим звеном сложных символических рядов, служит экспериментальным подтверждением т. н. «мистической анатомии» – представлениях о «тонком теле» и его элементах (чакрах, энергетических каналах и т. д.), не поддающихся внешнему материальному наблюдению. На рубеже 1-го и 2-го тысячелетий под влиянием тантризма появляется хатха-йога (буквально – «йога с усилием»). Ключевые произведения хатха-йоги – «Даттатрея-йога-шастра» (13 в.), «Шива-самхита» (14 в.), «Хатха-йога-прадипика» (15 в.) и др. Легендарные основатели этой традиции – Матсьендранатх и Горакхнатх. Идеи и психотехники хатха-йоги изложены также в различных позднесредневековых текстах жанра упанишад («Теджобинду», «Надабинду» и многие другие).
Хатха-йога предлагает широкий спектр упражнений, направленных, с одной стороны, на укрепление физического здоровья, а с другой – на трансформацию обычного «незрелого» тела в «божественное» с целью последующего слияния с абсолютным духом. Философской основой хатха-йоги выступает, как правило, адвайта-веданта. В поздних классификациях йоги она упоминается наряду с другими школами, которые, в сущности, представляют собой вариации практических средств хатха-йоги. Среди них стоит отметить следующие:
Раджа-йога (буквально «царская йога») – ставит акцент прежде всего на созерцательных практиках, игнорируя работу с телом. В ряде случаев раджа-йога воспринимается как полностью тождественная медитации в духе йоги Патанджали.
Кундалини-йога (или лая-йога, «йога растворения») – разрабатывает комплекс психотехник, направленных на «пробуждение» в организме особой энергетической индивидуальной силы (кундалини) и её «подъём» с последующим выходом из тела и растворением в трансцендентном мире. В данной разновидности йоги личность практикующего полностью поглощается безличным божественным принципом.
Мантра-йога – акцентирует свое внимание на произнесении специальных вербальных формул (мантр) с целью преображения сознания и воздействия на физическое тело.
Влияние йоги на религиозные традиции
Йогические практики стали важнейшим средством духовного пути (садхана) почти во всех индийских религиозных традициях. В индуизме йога наиболее широко представлена в шиваизме. Бог Шива считается покровителем йогинов, а часто и сам изображается в облике йогина. В вишнуизме йога фигурирует прежде всего в форме бхакти, в которой сочетается внешнее ритуальное богослужение с внутренним сосредоточением на образе высшего божества (чаще всего Кришны). Для бхакти-йоги характерно эмоциональное, порой экзальтированное восприятие объекта культа. Очень широко йога используется в шактизме, культах Ганеши, Сканды и других божеств. Детальную разработку йогическая практика получила в джайнизме. Созерцательные практики развиваются также в сикхизме, как в ортодоксальном (хальса), так и в неортодоксальных течениях.
В сознании индийцев фигуры йогинов всегда были окружены особым таинственным ореолом. С ними связаны многочисленные легенды и мифы (например, о Горакхнатхе), их почитают как святых, могущественных чародеев, а также как воплощённых божеств.
В ходе становления неоиндуизма усилились попытки религиозных реформаторов представить йогу как универсальную практику, актуальную для проявлений всех видов религиозности. Йога могла восприниматься как «научный эксперимент»: так Свами Вивекананда, апеллируя к универсализму современной науки, называл йогу наукой. Он считал йогинов «учёными», которые подобно западным коллегам ставят «научные эксперименты» в области «духовного». Отдельные системы йоги трактовались как части некоего целого. К примеру, Ауробиндо Гхош пытался синтезировать разные школы, традиции, виды йоги (бхакти, раджа, джняна и др.) в комплексе собственного изобретения, который называл интегральной йогой. Он рассматривал йогу как эволюционный процесс развития жизни во Вселенной, а всех живых существ «йогинами». Преимущество человека заключается в том, что он может превратить свою жизнь в осознанную практику йоги, применяя элементы разных её видов в различных жизненных ситуациях.
В своём историческом развитии йога вышла далеко за пределы Индостана. Благодаря деятельности Б. К. С. Айенгара (1918–2014) и других наставников-йогов она стала крайне популярна на Западе после Второй мировой войны. Ныне в разных странах существует огромное количество центров, курсов, институтов йоги (например, Институт йоги Айенгара в Пуне [Индия], Бихарская школа йоги в Мунгере [Индия] и др.), проходят конференции и семинары, посвящённые этому явлению, развиваются новые направления йоги (например, йога для беременных, парная йога, аэро-йога и многие другие). Проводятся даже чемпионаты по йога-спорту.
В рамках научных сравнительных исследований существует тенденция находить параллели между техниками йоги и духовными практиками других религий (даосизма, христианства, ислама и др.). Необычные способности опытных последователей йоги стали объектом изучения в различных науках (психология, физиология, медицина). Разные варианты йоги как пути к духовному освобождению пропагандируются апологетами новых религиозных движений, возникших на индуистской или буддийской основе (Миссия Божественного Света, Общество сознания Кришны, «Брахма Кумарис» и др.).