Храм
Храм, здание, помещение или пространство, предназначенное или связанное с выполнением религиозных обрядов. Значение термина «храм» довольно условно: в истории религии и культуры он может обозначать место встречи человека с Богом (божеством), место (дом) обитания божества или хранения какой-либо сакральной сущности или ценности.
В большинстве культур храмами являются определённые, обычно устойчивые пространства и архитектурные типы, которые служат местом для проведения обрядов и совершения жертвоприношений (часто это является приоритетной функцией), хранения реликвий, различных договоров и ценного общественного имущества, проведения инаугураций, судебных и других важнейших государственных и общественных церемоний, предоставления убежища и прочим. Иногда храмовыми считались природные объекты (роща или одиноко стоящее дерево, гора, пещера, камень, источник, водоём и другие, культивируемые священные аллеи и сады). При этом не каждое культовое сооружение можно определить как храмовое, например дольмены, менгиры, кромлехи и мегалиты.
Формы организации и обустройства храма многообразны и зависят от особенностей религиозных верований и обрядов. Наиболее часто храм – это сооружение или здание, в котором размещаются святилище (иногда храм может сам являться святилищем), жертвенник, сокровищница и иные необходимые для совершения ритуалов атрибуты. В качестве атрибутов храма и для его украшения создавались разнообразные произведения скульптуры, живописи, декоративного искусства. Из храмового действа родилось театральное искусство.
Храм часто состоит из нескольких частей, доступ в каждую из которых регламентируется сложившимися в традиции правилами: в главную часть, как правило, свободно могут войти только избранные (жрец, священнослужитель, первосвященник), остальные части доступны для членов данного религиозного сообщества. Иногда в некоторые части или во весь храм не допускаются женщины и непосвящённые.
Храмы известны современной археологии с эпохи неолита (древнеегипетская, протоарийская, древнекитайская культуры). В доавраамический и раннеавраамический периоды, в цивилизациях Древнего Востока, классической Греции, в эллинистическом и римском мире, на Американском континенте они играли важную роль, выполняя кроме сакральных разнообразные общественно-экономические функции [от хранения и распределения урожая (храмы Древнего Египта и др.) до управления обществом – храм-государство (например, Иерусалимский храм)] и породив схожие архитектурные формы в виде ступенчатых башен и пирамид. В Месопотамии в период шумерской, аккадской, ассирийской и вавилонской цивилизаций храм приобрёл форму зиккурата. Многообразие храмовых сооружений сложилось в Центральной Азии, Индии, Китае и Японии: например буддийские дацаны, ступы и пагоды, индуистские чайтьи, прасады.
Высокого уровня организация храма (лат. templum, греч. ναός) достигла в эпоху античности (Древняя Греция, Древний Рим), где алтарь для жертвоприношений размещался на священном участке, а с середины 6 в. до н. э. получил развитие архитектурный тип храмового здания, внутри которого в наосе находилась статуя божества. Различные типы античных храмов (анты, диптер, периптер) впоследствии оказали влияние на европейскую архитектуру начиная с эпохи Ренессанса.
В христианстве храм – здание, в котором совершаются богослужения, а во время литургии в алтаре происходит Пресуществление Святых Даров. Иисус Христос и первые христиане чтили Иерусалимский храм и молились в частных домах, на местах захоронения мучеников, в криптах и катакомбах. С 3 в. н. э. начинает формироваться структура христианского храма, три части которого символизируют единство Божественного, небесного и земного: выделенное (в православной традиции – отделённое иконостасом) алтарное пространство, в котором находится престол (место для совершения Евхаристии), собственно храм с амвоном для произнесения проповеди и пространством для молящихся и притвор. В алтаре храма хранится дарохранительница (или киворий), в католической традиции почитаемая как место постоянного присутствия Христа; в православном храме самым главным атрибутом для совершения литургии является антиминс. В Византийской империи и в средние века, когда христианство заняло господствующее положение в общественном сознании, храмы-церкви стали играть ключевую роль в каждом государственном образовании.
Формы храмов в западной и восточной частях бывшего римского мира развивались независимо, отражая местные богослужебные особенности и традиции почитания святынь (см. Базилика, Крестово-купольная система, Ротонда). Возникли особые типы храмов для городского богослужения (соборы), мартирии, погребальные и вотивные (во исполнение обетов), сложились системы приходов и семейных церквей. В христианской традиции не принято называть храмами здания, где не совершается литургия, например молельные дома, баптистерии и часовни.
Традиционно храмами не считаются мечети (в исламе почитаются места, связанные с жизнью пророка Мухаммеда и его последователей, – Кааба, Купол Скалы и др.) и синагоги (иудаизм признаёт в качестве храма только Иерусалимский храм).
В современной культурологии сложились различные философские и историко-культурные обоснования имманентности понятия «храм» человеческой психике и его близости основным категориям человеческого разума и выработан термин «храмовое сознание», обозначающий особое сознание, в основе которого лежит архетип образа храма (imago templi).