Саутрантика
Саунтра́нтика (санскр. सौत्रांतिक – последователи сутр; дарштантика, санскр. दार्ष्टांतिक – опирающиеся на наглядные примеры), школа буддийской философии, отколовшаяся наряду с вайбхашикой от школы сарвастивада в результате её раскола около 2–3 вв. Название «саутрантика» отразило факт признания статуса «слова Будды» только за каноническими сутрами, а не за комментариями, входящими в Абхидхамма-питаку (как считали вайбхашики).
Саутрантика возводит начало своей истории к ученику Будды Ананде, который на 1-м буддийском соборе процитировал наизусть все беседы Будды, вошедшие впоследствии в Сутта-питаку (в Типитаке). Основателем школы считают Уттару (отсюда другое название школы – уттария), перешедшего в саутрантику из сарвастивады. Сочинения её ранних теоретиков Кумаралабхи (Кумаралаты; 2 в.), Шрилабхи, Махабхаданты не сохранились. Богатый материал об учении школы даёт трактат Васумитры (1 в.) «Самая-бхеда-упачара-чакра» (русский перевод В. П. Васильева, опубл. в 1857). К саутрантике относят также Дхарматрату (1–2 вв.), Шрилату (около 2 в.), Васубандху в период написания им «Абхидхармакоши» и автора комментария на «Абхидхармакошу» Яшомитру (8 в.).
В отличие от сарвастивады и вайбхашики, саутрантика выступила с отрицанием пребывания дхарм в прошлом и будущем, связывая их существование лишь с их активностью в настоящем; соответственно к дхармам неприменимы характеристики «возникновение», «исчезновение» и т. п. Закон взаимозависимого происхождения (пратитьясамутпада) применительно к единичным дхармам есть лишь ментальная конструкция. Саутрантика отрицала проводимое сарвастивадой деление дхарм на две группы (проявляющиеся, невечные и непроявляющиеся, вечные) и толковали нирвану как прекращение проявлений дхарм, влекущее за собой прекращение обусловленной ими эмпирической жизни с её «омрачённостями». Вместе с тем, согласно Васумитре, после угасания проявляющихся дхарм остаётся тонкое сознание, которое саутрантика отождествляла с «третьим телом» Будды (дхарма-кая).
Признавая реальность феноменального мира, саутрантика выделяла в его структуре чувственные данные, сознание и волевые акты, при этом объекты чувственного восприятия считала непознаваемыми. Реальные объекты вызывают в сознании образы, форма которых соответствует форме объектов (сарупья), эти образы и познаются сознанием.
Причинами перерождений (сансара) саутрантика считала страстное желание и ненависть; с их устранением даже наихудшая карма может быть изменена уже в течение одной жизни.
Учение саутрантики оказало влияние на концепции других школ махаяны (в том числе на саутрантику-йогачара и мадхъямака-саутрантику).