Вайбхашика
Вайбха́шика (санскр. वैभाषिक – разъяснение, описание), школа традиционной буддийской философии, главный оппонент школ махаяны и индуизма. Название «Вайбхашика» происходит от «Вибхаши» – комментария на «Абхидхамма-питаку», составленного после собора буддистов при императоре Канишке (1–2 вв.). Основателем школы считается Васумитра, крупнейшим теоретиком – Васубандху. Другие представители: Бхаданта, Дхарматрата, Гхошака, Буддхадева, Сангхабхадра. Центрами вайбхашики были монастыри Кашмира вплоть до мусульманского вторжения в регион в 9 в. и изгнания оттуда буддистов. В Китае на трактаты вайбхашики, переведённые на китайский язык в 383–390 гг., опиралась школа цзюй-ше, к основным источникам которой позднее добавилась и «Абхидхармакоша» Васубандху. Японский аналог цзюй-ше – школа куся, основанная в 660 г. В Тибете вайбхашика изучалась преимущественно в курсах по абхидхармической философии.
Философия школы опирается на учение о дхармах как элементах, составляющих поток сознания и бытия и реально существующих в прошлом, настоящем и будущем. Для каждой отдельной дхармы пребывание в этих трёх временах равно 1/75 доле секунды – период, в течение которого она успевает возникнуть, произвести действие или войти в какое-то сочетание и исчезнуть, уступив место следующей дхарме. Этот процесс, продолжающийся бесконечно, описывается как «волнение дхарм». Неисчислимое множество дхарм подразделяются на 75 классов. Три из них – постоянные (нитья) «участники» индивидуального потока, т. к. они создают условия для освобождения от изменчивости остальных дхарм, – это пространство и два класса дхарм, прекращающих (ниродха) волнение других дхарм, которое поддерживает существование мира сансары; прекращение волнения означает уход в мир успокоения, в нирвану.
Сторонники вайбхашики придерживались идеи невечности сансары, отсутствия в ней какой-либо неизменной самости: души, личности или Бога – творца мироздания. Безначальные потоки эмпирических жизней индивидуализируются особой силой (прапти), действующей совместно с присущими каждой дхарме силами возникновения, пребывания, распада и исчезновения. Каждое мгновение дхарма сознания (читта) пребывает в сочетании не менее чем с 10 дхармами-спутниками, появляющимися в соответствии с законом взаимозависимого возникновения (пратитья-самутпада). В жизненных потоках непременно присутствуют дхармы омрачения (клеши), не всегда явные, но обнаруживающие себя тем, что заставляют «волноваться» другие дхармы. Поэтому религиозно-нравственное очищение – это прежде всего забота об искоренении клеш и аваран (интеллектуальных преград освобождению), что приводит к благоприятным кармическим последствиям в будущем. Религиозные обряды, обеты и т. п. воздействуют на процессы соединения дхарм независимо от того, совершает ли их монах или простой верующий, не умеющий медитировать. Успокоить волнение дхарм и тем самым освободиться от страдания – такова цель вайбхашики. Наиболее продуктивным путём к ней считается отчётливое знание всех дхарм и законов их взаимодействия и умение управлять ими.