Упанишады
Упаниша́ды (санскр. उपनिषद्, буквально – сидение около, т. е. возле учителя с целью познания истины, отсюда позднее – сокровенное знание, тайное учение), древнеиндийские произведения религиозно-философского характера, примыкающие к Ведам как объяснение их тайного внутреннего смысла; главный источник религиозно-философской системы веданта. Корпус Упанишад составляют 108 текстов, древнейшие из них восходят, видимо, к добуддийской эпохе, позднейшие – к 14–15 вв.; появление текстов в жанре Упанишад продолжалось вплоть до 20 в. Наиболее ранний слой Упанишад образуют «Брихадараньяка» и «Чхандогья» (около 7–6 вв. до н. э.), затем следуют «Тайттирия», «Айтарея», «Каушитаки» и «Кена» – древнейшая из метрических Упанишад (около 6–5 вв. до н. э.). Несколько позднее были составлены «Катха», «Иша», «Шветашватара», «Мундака», «Маханаряна», которым тоже придана метрическая форма. Следующую группу образуют «Прашна», «Майтри», «Мандукья». Упанишады, как правило, анонимны, однако изложенные в них учения приписываются конкретным авторам – мудрецам Яджнявалкье, Уддалаке Аруни, Шветакету, Айтарее, Балаки и др. (среди них есть две женщины – Майтрейи и Гарги).
Развивая темы и понятия Вед (космологическая тематика, идея единства всего сущего, концепция Пуруши, отчасти Атмана и Брахмана и т. п.), Упанишады вводят их в рамки более последовательной монистической системы и, в отличие от Вед, переносят центр тяжести с внешней на внутреннюю сторону явлений. Место ритуала и обрядности занимает в Упанишадах внутренний ритуал, связанный с «путём знания» (в противоположность «пути действия»), повышенным интересом к человеку, к нравственному аспекту жизни, к проблеме освобождения от мира объектов и страстей, достигаемого растворением индивидуальной души в мировой, познанием тождества с высшей реальностью – Брахманом. Именно в эпоху Упанишад формируются первые философские проблемы; Упанишады изобилуют вопросами типа: «Откуда мы произошли, где мы живём и куда мы движемся... по чьему повелению существуем мы здесь то в страданиях, то в удовольствиях? Будет ли этому причиной время или природа, или необходимость, или случайность, или элементы, или тот, кто называется пуруша, человек, представляющий собой верховный дух?» («Шветашватара Упанишада»). В центре Упанишад – учение о природе мировой души, о единстве Брахмана и Атмана, о выборе пути к освобождению (мокша); всё конечное, согласно Упанишадам, имеет ценность лишь как отражение вечного. В Упанишадах уже намечается акцент на самопознании как высшей форме познания, ибо познание Атмана (Я) есть путь к познанию Брахмана.
Упанишады оказали исключительное влияние на развитие индийской мысли, явившись – помимо веданты – источником идей для самых разных религиозных и философских направлений. Велико влияние Упанишад на учение «Бхагавадгиты»; многие черты объединяют с Упанишадами санкхью, йогу, вайшешику. Буддизм разделяет с Упанишадами учение о карме и сансаре. Идеи Упанишад впервые систематизированы Бадараяной в «Брахма-сутре»; особое развитие они получили в веданте, прежде всего у Гаудапады, Шанкары и Рамануджи. Влияние Упанишад сказалось во взглядах Раммохан Роя, М. Ганди и др. Идеи Упанишад оставили значительный след и в европейской философии, начиная с А. Шопенгауэра.
Упанишады переведены с санскрита в 1657 г. (на персидский язык), с этого издания в начале 19 в. был сделан латинский перевод, положивший начало переводам Упанишад на европейские языки и научному исследованию текстов.