Шуньята
Шунья́та (санскр. शून्यता, буквально – пустота), философская категория буддизма махаяны, обозначающая: 1) неописуемое абсолютное единство реальности; 2) всеобщую относительность, взаимообусловленность мироздания, отсутствие в нём какой бы то ни было самостоятельной, независимой сущности; 3) объект высших практик медитации. Термин «шуньята» встречается уже в сутрах Палийского канона, а также в текстах школ тхеравады, обозначая, как правило, отсутствие вечной души (атмана) в индивидах и нетленных начал во вселенной. В сутрах праджняпарамиты махаяны шуньята интерпретировалась как отсутствие самосущего потока сознания в дхармах, которые в тхераваде обозначали подлинную и дискретную реальность. Нагарджуна и другие представители мадхъямаки использовали категорию «шуньяты» при доказательстве недостоверности и абсурдности других категорий индийской философской мысли, обращая их в «пустые», недостойные внимания. Однако представители мадхъямаки (а также йогачары) не устанавливали категорию «шуньяты» вместо других категорий: поскольку пустотность свойственна всему, постольку она свойственна и самой себе (пустота пустотности). Результаты полемико-теоретического «опустошения» сферы философского дискурса применялись в медитативных практиках йоги (в 8 в. было известно уже 20 видов шуньяты).
Во всех своих аспектах шуньята изучалась и развивалась буддистами Китая, Японии, Кореи и Вьетнама. Её дальневосточное истолкование оказало влияние на философию даосизма и конфуцианства, поэзию, живопись, декоративное искусство и даже на мировоззренческие основы восточных боевых искусств. В тибето-монгольском буддизме (в том числе в России) шуньята – одна из главных категорий философской теории и религиозной практики.