Вайшешика
Вайше́шика (санскр. वैशेषिक, от विशेष – особенное, отличное и т. п.), школа (даршана) ортодоксальной индийской философии, разработавшая оригинальную систему онтологических категорий и концепцию атомизма. В истоках традиции вайшешики лежат «Вайшешика-сутры» (около 1 в.), приписываемые легендарному мудрецу по прозвищу Канада («поедатель зёрен/атомов»). Ранние комментарии на этот текст не сохранились, из более поздних известны анонимный комментарий «Вритти» (около 1100–1150), «Вьякхья» Вадиндры Бхатты (около 13 в.), «Вритти» Чандрананды (между 6–14 вв.) и «Упаскара» Шанкара Мишры (15 в.). Сочинение Чандрамати «Дашападартхашастра» («Наука десяти категорий», около 5 в.), содержащее доктрину 10 категорий вайшешики, дошло до нашего времени в переводе на китайский язык. Классическое учение вайшешики изложено Прашастападой (около 5–6 в.) в «Падартха-дхарма-санграхе» («Собрание характеристик категорий»). Учение вайшешики развивали в своих комментариях Вьомашива (около 948–972), Шридхара (около 950–1000), Удаяна и др. С самого раннего периода своего существования вайшешика была близка системе ньяя, с которой в дальнейшем образовала синкретическую школу ньяя-вайшешика.
Всё, что существует во Вселенной, по вайшешике, распределяется между шестью категориями (падартха): субстанцией (дравья), качеством (гуна), движением (карман), общим (саманья), особенным (вишеша) и присущностью (самавая). Позднее к ним добавляется и 7-я – небытие (абхава). Категории реально существуют, познаваемы и именуемы (вайшешика придерживалась принципа соответствия между языком и реальностью, и часто слова в ней служат знаками, из которых выводится существование вещей). В каждой из категорий (за исключением присущности) можно выделить уровень умозрительных, но не воспринимаемых чувствами причин, и уровень следствий – производный от причин воспринимаемый мир; 2-й уровень объясняется в терминах конфигурации принципов первого уровня. Видимая Вселенная образуется комбинацией атомов земли, воды, огня и ветра (образующих составные субстанции соответствующих первоэлементов – махабхут) и несоставных субстанций акаши (эфира), направления-места (диш), времени (кала); наблюдаемые качества сложных вещей образуются соединением качеств вечных субстанций (четырёх типов атомов), движения – актами соединения и разъединения движущегося предмета с пространственными точками. В категориях саманья – вишеша («общее – особенное») 1-й уровень конституируется, с одной стороны, универсалией бытия (сатта), с другой – «атомами различия», «конечными различителями» (антья вишеша), 2-й же уровень представлен универсалиями «среднего звена», например «субстанциальностью», «земляностью», «горшечностью», воспринимаемыми в обычном глиняном горшке. Чтобы объяснить, почему составляющие мироздания, принадлежащие разным модусам бытия, могут соединяться в единое целое в объектах опыта, вайшешика вводит категорию присущности (самавая), устанавливающую фундаментальную связь между субстанциями и качествами, субстанциями и движениями, вечными вещами и «конечными различителями», а также причиной и следствием, целым и его частями и т. д. С помощью присущности вайшешика объясняет отличие целого от суммы составляющих его частей.
Для сторонников вайшешики объяснить любое явление означало найти составляющие его «атомы». Помимо атомов материальных стихий, в своём анализе разных процессов они выделяли «атомы» пространства (пространственные точки – прадеша), времени (моменты – кшана), движения. Основной действующий орган психики – манас – тоже представляет собой атом, что накладывает отпечаток на всю психическую жизнь индивида, которая представлена в вайшешике как последовательность атомарных психических актов.
Однако особенность онтологии вайшешики состоит не столько в плюрализме первичных субстанций (бесчисленные атомы, акаша, пространство, время и т. д.), сколько в их бесконечном разнообразии (вишеша – отсюда и название школы). Оно столь велико, что даже два атома одного класса не похожи друг на друга. Причина же столь фундаментального разнообразия отнюдь не в индивидуальной природе первопринципов, а в особых первосущностях, которые последователи вайшешики называют «конечными различителями». Родовая идентичность вещей тоже объясняется чем-то иным, нежели они сами; например, корова является коровой лишь потому, что в ней присутствует универсалия «коровности». Эта фундаментальная установка вайшешики – искать источник самодостаточности и целостности вещей и явлений не в них самих, а вовне – нашла отражение и в теории познания, которая требует верификации одного акта познания с помощью другого (паратах праманья).
В отличие от школ веданты сознание в вайшешике считалось не сущностью атмана (индивидуальной души), а лишь его временным (на период воплощения) атрибутом. Лишившись тела, атман становится бессознательным. В концепции освобождения индивидуальных атманов от сансары (оно понималось исключительно как избавление от страданий) вайшешика, по всей видимости, испытала влияние буддийского идеала нирваны, поэтому, критикуя её, оппоненты употребляли антибуддийские аргументы; например, они сравнивали «освобождённый» атман вайшешики с бревном или камнем.
Вайшешика периода «Вайшешика-сутр» обходится без космогонии. У Прашастапады появляется учение о мировых циклах и об Ишваре как божественном зодчем Вселенной. Последующие авторы вайшешики приложили много усилий для развития теистической доктрины.