Право на участие в политической жизни
Пра́во на уча́стие в полити́ческой жи́зни, совокупность прав и свобод, закреплённых в конституции или аналогичном учредительном акте высшей юридической силы; предоставляет народу, населяющему страну, возможность реализации полномочий носителя суверенитета и единственного источника публичной власти. Эти полномочия осуществляются непосредственно в форме референдума и выборов или через представителей в органах государственной власти и местного самоуправления, действующих в течение определённого срока и в пределах соответствующей компетенции.
I. Общие положения
Право граждан участвовать в политической жизни государства в целом или его отдельных региональных частей (штатов, земель, городов–республик, коммун, ассоциированных, автономных и административно–территориальных образований) можно отнести к тем цивилизационным феноменам, с которыми процесс государственного строительства сталкивался в любую историческую эпоху. Характерно, что его становление и развитие на протяжении веков невозможно отделить от сформировавшегося государственного строя, сословной или классовой дифференциации общества, где традиционно использовались цензы и ограничения, в первую очередь основанные на гендерных, имущественных, религиозных, расовых и прочих критериях. Подавляющая часть дееспособного населения была как бы выведена из политической жизни, фактически являясь подданными или гражданами «второго сорта», чьи интересы никак не учитывались ни во внутренней, ни во внешней политике государства в лице господствующих классов и правящих элит.
В начале 20 в. женщины Соединённых Штатов Америки, Великобритании, Франции, Италии, Германии не обладали правом избирать и быть избранными, а в парламентах этих государств в крайне незначительном количестве были представлены депутаты с небелым цветом кожи (англ. colored people) и без какого–то образования, тем более – недостаточно хорошо умеющие писать, читать и говорить на официальном государственном языке.
Одним из актуальных вопросов современного процесса государственного строительства является легитимность реализации гражданами или подданными непосредственных форм демократии, прежде всего прямых и особенно косвенных выборов (если учитывать избирательное отношение тех или иных государств к «косовскому прецеденту», Брекзиту, крымскому и каталонскому референдумам, то проблема стоит ещё шире). Некоторые особенности, присущие электоральным процедурам, обусловлены наличием (или отсутствием) особых цензовых механизмов. При этом отметим, что референдум как одна из форм непосредственной демократии длительный период не пользовался в глазах правящих элит должным авторитетом и, как правило, игнорировался по причине непредсказуемости результатов.
II. История избирательного права
По оценкам ряда историков государства и права, в 1793–1900 гг. на общенациональном уровне был проведён 61 плебисцит, в течение 20 в. – чуть более одной тысячи, в первое десятилетие 21 в. референдум инициировался 298 раз (Еремян. 2018. С. 20). Принято считать, что к механизмам подобного рода чаще всего прибегают в Швейцарии, где любой вопрос – от строительства паркингов и мечетей до повышения окладов чиновников – может стать предметом плебисцита, однако цифры свидетельствуют, что только с 20 в. к этому инструменту народного волеизъявления стали прибегать сравнительно регулярно (Маклаков. 2014. С. 8–16). В крупнейших государствах англосаксонской традиции референдум до сих пор не получил значительного распространения, плебисцит по выходу Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии из состава Европейского союза является исключением из правил.
1. США
На момент образования Соединённых Штатов Америки избирательным правом обладали менее 3% дееспособного белого мужского населения (Лафитский. 1998. С. 35), а к началу 20 в. – всего около 20% (Тилли. 2007. С. 123). 15–я поправка к Конституции США, ратифицированная 3 февраля 1870 г., декларировала, что право голоса «не должно оспариваться или ограничиваться Соединёнными Штатами или каким–либо штатом по признаку расы, цвета кожи…» (Хрестоматия по истории ... 2000. С. 135). Однако женщины, независимо от происхождения и цвета кожи, получили избирательные права лишь через 50 лет, в 1920 г., благодаря 19–й поправке [на практике в ряде штатов афроамериканские женщины были лишены права голоса до 1965, коренные жители (Native Americans) не имели гражданства до 1924]. Таким образом, женщины стали обладать активным и пассивным избирательным правом спустя 133 года после принятия в 1787 г. на Филадельфийском конвенте действующей Конституции США (примечательно, что среди делегатов не было ни одного коренного жителя, ни одной женщины и ни одного представителя colored people). Цензы продолжали действовать вплоть до 1970–х гг. Так, жители федерального округа Колумбия (среди которых до сих пор преобладает цветное население), состоящего из столицы страны г. Вашингтона и нескольких близлежащих территорий, до 1961 г. включительно были лишены права делегировать своих представителей в коллегию выборщиков (не участвовали в том числе в косвенных выборах), избирающих президента и вице–президента. И лишь вступившая в силу 23–я поправка наделила их подобным правом. Возрастной ценз избирателей был снижен с 21 до 18 лет, благодаря 26–й поправке, ратифицированной 1 июля 1971 г.
Однако гендерные ограничения, изначально противоречившие букве и духу Конституции США (1787), отражённых в первых словах её преамбулы («Мы, народ Соединённых Штатов…»), не являлись чем-то «эксклюзивным» либо «экстраординарным» для практики страны, т. к. традиционно в избирательных правах поражены граждане, имеющие судимость, другими словами, действует своего рода «криминальный фильтр», причём как в отношении пассивного, так и активного избирательного права. Вплоть до вступления в силу в январе 1964 г. 24–й поправки серьёзным «ограничителем» реализации дееспособными гражданами своих электоральных прав выступала одна из наиболее архаичных разновидностей имущественного ценза, непосредственно связанная с неуплатой физическим лицом подушного или какого–либо иного налога и фискального платежа.
В США сохраняется система косвенных выборов главы государства (до ратификации в апреле 1913 17–й поправки система касалась и верхней палаты американского Конгресса – Сената), когда легитимацию нового президента осуществляет не народ посредством голосования, а коллегия выборщиков, в количестве, равном общему числу членов обеих палат, избранных в Конгресс США от конкретного штата.
2. Великобритания
В Великобритании суфражистки, настойчиво боровшиеся за права женской части британских подданных, в том числе политические, добились в итоге того, что согласно Акту о народном представительстве (1918) женщина получила право (п. 1 ст. 4) «… зарегистрироваться в качестве избирателя при выборах в парламент, <…> если она: а) достигла 30 лет; и б) не ограничена в правах; и в) занимает в округе землю или помещение для деловых занятий, приносящее не менее 5 фунтов стерлингов доходов, или жилой дом, или состоит в браке с лицом, которое может быть зарегистрировано на этом основании (занимает дом или помещение для деловых занятий)…». В отношении дееспособных подданных действовала норма (п. 1 ст. 1), исходя из которой мужчина «будет иметь право зарегистрироваться в качестве избирателя при выборах в парламент…, если он достиг совершеннолетнего возраста» (Хрестоматия по истории ... 2000. С. 216, 217). Иначе говоря, неравный характер избирательных прав отдельных слоёв и групп населения продолжал по–прежнему иметь место, отражением чего являлись не только возрастные ограничения, но также цензы имущественный и оседлости, распространявшиеся на все категории подданных, в том числе мужчин.
В настоящее время равными избирательными правами непосредственно обладают не только дееспособные подданные британской короны, но и иное лицо, «если оно является… гражданином Содружества или гражданином Ирландской республики» (Акт о народном представительстве 1983 г. 1997. С. 166–167).
3. Французская Республика и Итальянская Республика
Во Французской Республике правом избирать и быть избранными были наделены дееспособные женщины лишь после завершения Второй мировой войны 1939–1945 гг., несмотря на то что равные с мужчиной гражданские права женщинам страны были юридически гарантированы уже Декларацией прав человека и гражданина 1789 г.: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах… Свобода состоит в возможности делать всё, что не приносит вреда другому…, осуществление естественных прав имеет лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами». Спустя 157 лет после обнародования этого учредительного акта, данный постулат нашёл закрепление в ст. 4 Конституции 4-й Французской Республики 1946 г.: «В условиях, определённых законом, избирателями являются все совершеннолетние обоего пола французские граждане и лица, состоящие под французской властью, пользующиеся гражданскими и политическими правами».
Примерно в то же время аналогичным юридическим статусом стали обладать итальянки, боровшиеся за права много лет: «Избирателями являются все достигшие совершеннолетия граждане – мужчины и женщины» (ст. 48 Конституции Итальянской Республики 1947). При этом одна из важнейших категорий политических прав носит характер «гражданского долга», за неисполнение которого законодательством предусмотрены соответствующие санкции: «Голосование является личным и равным, свободным и тайным. Его осуществление является гражданским долгом» (Конституции зарубежных стран. 2003. С. 75).
Традиции косвенных выборов (институт выборщиков) на определённом этапе государственного строительства не являются исключительно «заокеанским» изобретением. Нечто подобное можно встретить во Франции периода ранних буржуазных революций (Отдел II. Первичные собрания. Избрание выборщиков Конституции 1791 г.; Хрестоматия по истории ... 2000. С. 53).
Что касается Российской империи, то, согласно Конституционной реформе (1906) Николая II, женщины, проживавшие на территории Великого княжества Финляндского (в 1809 герцогство Финляндское вошло в состав Российской империи и в результате унии было сформировано Великое княжество Финляндское, пользовавшееся существенной политико-правовой автономией), стали обладать избирательным правом (более чем на 10 лет раньше, чем американки или англичанки, и на 40 – чем француженки).
III. Тенденции развития избирательного права в Новейшее время: отечественный и зарубежный опыт
Не менее «проблемным» (вариативно в отдельных странах) стал в последние годы вопрос соотношения явки избирателей и нежелания по тем или иным причинам (речь идёт об абсентеизме) участвовать в выборах и референдумах. Среди причин уклонения избирателей от участия в голосовании на выборах – административное воздействие правящих элит (в лице политической и управленческой бюрократии) на итоговые результаты парламентских и президентских выборов, использование новых агитационных технологий, основанных на популизме и нетрадиционных формах общения с потенциальным электоратом.
Как яркое проявление представительных форм демократии, всё активнее подменяющих собой непосредственные механизмы народовластия в виде выборов и референдумов, можно рассматривать высшие органы Европейского союза, формируемые главами государств и правительств стран – членов ЕС (без участия избирательного корпуса). Ни председатель Европейского совета, ни официальные руководители высших органов государственной власти никак не соотносятся с выборами и электоральными процедурами, поскольку занимают свои должности посредством коллегиального согласования с главами государств, являющихся членами Европейского союза. Аналогичная практика используется и в европейских странах с парламентской формой правления, где правительство возглавляет лицо, олицетворяющее собой победившую на выборах политическую партию.
1. СССР
Опыт первых 18 лет конституционно–правовой и законодательной регламентации выборных механизмов в масштабах советского строительства (от Конституции РСФСР 1918 г. до Конституции СССР 1936 г.) свидетельствует, в частности, о том, что население самостоятельно избирало всего лишь властные учреждения сельского и городского уровня, все остальные – вплоть до Всероссийского съезда советов и Съезда советов СССР – путём делегирования представителей нижестоящих структур в вышестоящие.
К практике косвенных выборов (почти через 55 лет) вновь прибегли при избрании Съездом народных депутатов СССР президента, когда институт единоличного главы государства, по существу «реанимированный» впервые после ликвидации в 1917 г. монархической формы правления, был введён в действие «коллегией выборщиков», сформированной по смешанной системе: часть депутатов высшего органа власти, наделённого, помимо всего прочего, учредительными прерогативами, получили свои мандаты непосредственно от граждан, остальные – от различных общественных организаций (творческих и профессиональных союзов, Академии наук, комсомола). Иными словами, государство воспользовалось не только демократическим опытом вечевых собраний Древней Руси, земских соборов Московского царства и республиканских съездов советов (в индивидуальном и общественном сознании ассоциируемых с отечественными традициями народовластия), но и методами, известными англосаксонской и континентальной системам права, тем или иным образом апробированными на разных этапах исторического процесса.
Российские (как имперские, так и советские) традиции испытали влияние англосаксонского и континентального права и в рамках избирательных цензов и прочих ограничений, которые в большинстве случаев существенным образом трансформировались для реализации практических задач, стоявших на повестке дня.
Так, согласно нормам гл. 13 раздела 4 («Активное и пассивное избирательное право») Конституции РСФСР, принятой 5–м Съездом советов 10 июля 1918 г., «правом избирать и быть избранными… пользуются, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т. п., следующие обоего пола граждане…, коим ко дню выборов исполнилось 18 лет:
а) все добывающие средства к жизни производственным и общественно полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда, как–то: рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и пр., крестьяне и казаки–земледельцы, не пользующиеся наёмным трудом с целью извлечения прибыли;
б) солдаты советской армии и флота;
в) граждане, входящие в категории, перечисленные в пунктах "а" и "б" настоящей статьи, потерявшие в какой-нибудь мере трудоспособность…» (ст. 64).
Одновременно с этим устанавливались ограничения, вызванные прежде всего стремлением не допустить во властные органы и учреждения тех, кто считался «социально чуждым», ассоциируясь с ранее господствующими классами: «Не избираются и не могут быть избранными, хотя бы они входили в одну из вышеперечисленных категорий:
а) лица, прибегающие к наёмному труду с целью извлечения прибыли;
б) лица, живущие на нетрудовой доход, как–то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п.;
в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствующего… дома;
е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой;
ж) лица, осуждённые за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором…» (ст. 65).
По существу, идентичные юридические основания, предоставлявшие гражданам страны избирательные права или их ограничивавшие, в том числе отзыв депутатов и проведение новых выборов, закреплялись в гл. VI (статьи 68–75) Конституции РСФСР 1925 г.
Современная (с точки зрения совокупности необходимых требований и критериев) избирательная система сложилась в масштабах территории страны после вступления в действие Конституции СССР 1936 г., где впервые в международной практике того исторического периода на уровне учредительного акта высшей юридической силы были актуализированы столь фундаментальные по своей значимости правовые нормы. Этому посвящалась специальная глава («Избирательная система»), включавшая в себя девять статей (статьи 134–142), посвящённых выборам и порядку их проведения, а также активным и пассивным избирательным правам граждан.
Впоследствии всё перечисленное было продублировано во всех Основных Законах союзных и автономных республик, детализировано в законодательстве и ряде подзаконных актов, посвящённых избирательному праву и процессу. В целом подобный подход к регламентации права граждан на участие в политической жизни имел место вплоть до распада СССР и образования новых независимых государств.
2. Российская Федерация
Составители текста действующей Конституции РФ обратились к методологии, используемой в зарубежных государствах, где в нормах учредительного акта высшей юридической силы наряду с правами и свободами человека и гражданина содержатся общие положения, посвящённые электоральным процедурам, при этом отдав предпочтение законодательной регламентации этого вопроса применительно к конкретным органам государственной власти и местного самоуправления. Так, согласно ст. 32, «…Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей… Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме… Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда…».
Вместе с тем очевидна преемственность действующей Конституции РФ по отношению к советским конституциям, что позволяет говорить об исключительно высоком уровне юридической техники современной Конституции, закрепляющей право граждан страны на участие в политической жизни.
Участие граждан в политической жизни, реализуемое с использованием непосредственных и представительных форм демократии, не ограничивается только выборами и референдумами, т. к. к числу «политических прав» относятся и те области общественных отношений, которые возникли и были санкционированы государством значительно раньше того времени, когда появились учредительные акты (конституции или аналогичные правовые документы высшей юридической силы), где они нашли закрепление наряду с другими основными правами человека и гражданина. К ним в первую очередь относятся свобода слова, мнений, печати, объединений, собраний, митингов, демонстраций и пикетирования, право петиций и равного доступа к государственной службе (в том числе в виде участия граждан в суде в качестве присяжных или народных заседателей).
Следует отметить, что в государствах с демократическим политическим режимом указанная категория прав и свобод по своим объёмам отличается от тех государств, где сформирован режим автократического характера. Однако главное отличие состоит не в юридических формулировках, а в их реализации на практике.
3. США
В первоначальном тексте Конституции США (принята в 1787) ничего не говорилось (кроме выборов через каждые 4 года президента и вице–президента, избираемых коллегией выборщиков, и палаты представителей – нижней палаты национального парламента) о политических правах граждан США, на основании чего некоторые штаты отказались её ратифицировать в таком виде.
Проблема в основном была решена принятием Билля о правах, включавшего в себя первые 10 поправок к Конституции, где провозглашалось: «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии или запрещающего свободное её исповедание, либо ограничивающего свободу слова или печати, либо право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб…» (Конституции государств Америки. 2006. С. 820). На данной конституционной норме со временем Верховным судом страны была выстроена целая система судебных прецедентов, регламентирующих эту и смежные с ней проблемы.
4. Страны Центральной и Восточной Европы, страны Азии, Африки и Латинской Америки
По существу, все конституции, вступившие в силу во 2-й половине 20 в. в социалистических государствах Центральной и Восточной Европы, Азии, странах социалистической ориентации Африки и Латинской Америки, включали не только положения о праве граждан участвовать в политической жизни, но и содержали специальные разделы либо главы, непосредственно посвящённые этому вопросу. В качестве примера преимущественно рассматривалась советская практика государственного строительства, воплощённая в тексте Конституции СССР 1936 г. и последующих юридических документах, активно использовавшаяся при подготовке национальных актов учредительного характера.
Так, в Конституции Народной Республики Болгарии, принятой 4 декабря 1947 г., провозглашено, что «Болгария является Народной Республикой с представительным управлением, созданной и утвержденной в результате героической борьбы болгарского народа… В Народной Республике Болгарии власть исходит от народа и принадлежит народу. Эта власть осуществляется через свободно избранные представительные органы и посредством опроса народа. Все представительные органы государственной власти избираются гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» (статьи 1, 2). «Избирателями и избираемыми являются все граждане Народной Республики, достигшие 18–летнего возраста, без различия пола, национальности, расовой принадлежности, вероисповедания, образования, рода занятий, общественного и имущественного положения, за исключением поставленных под запрет и лишённых по приговору суда гражданских и политических прав. Военнослужащие в рядах болгарской Народной армии пользуются правом избирать и быть избранными наравне со всеми остальными гражданами…» (ст. 3). «Представители народа во всех представительных органах ответственны перед избирателями. Депутаты могут быть отозваны и до истечения срока, на который они избраны. Порядок проведения выборов… и отозвания депутатов устанавливается законом…» (ст. 4).
В отличие от буржуазно–либеральной практики, где отзыв депутатов (в рамках «императивного мандата» и наказов избирателей) был категорически запрещён, в СССР, Болгарии и других государствах «народной демократии», где имелись основные законы советского типа, он рассматривался как одно из важнейших и системообразующих проявлений власти народа. Депутат любого территориального уровня, вплоть до высших государственных публичных институтов, не только периодически отчитывался перед избирателями о проделанной работе (своей и конкретного органа, в состав которого он был избран), но и мог, в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, быть отстранён от должности, т. к. депутат не являлся избранником всех дееспособных граждан, обладавших активным избирательным правом, а только той их части, которая проживала в пределах избирательного округа. Депутат был ответственен не перед всем электоратом, а только перед гражданами, наделившими его мандатом.
Помимо непосредственных и представительных форм демократии за гражданами Болгарии закреплялись следующие традиционные права на участие в политической жизни государства и общества: «Болгарские граждане имеют право создавать общества, союзы и организации, если они не направлены против государственного и общественного порядка…» (ст. 87). «Гражданам Народной Республики гарантируется свобода печати, слова, собраний, митингов и демонстраций» (ст. 88). «Граждане имеют право на просьбы, жалобы и петиции. Каждый гражданин имеет право требовать отдачи под суд должностных лиц на преступления, совершенные при исполнении служебных обязанностей. Граждане имеют право на возмещение со стороны должностных лиц ущерба, причинённого им в связи с незаконным и неправильным выполнением последними своих служебных обязанностей…» (ст. 89). (Конституции европейских стран народной демократии. 1954. С. 5–6, 24).
В свою очередь Конституция Чехословацкой Республики от 9 мая 1948 г. в разделе «Основные статьи» декларировала положение, что «… Чехословацкое государство – Народно–Демократическая Республика. Народ – единственный источник всей власти в государстве» (ст. 1). «Суверенный народ осуществляет государственную власть посредством представительных органов, избираемых народом, контролируемых народом и ответственных перед народом… Избирательное право в представительные органы – всеобщее, равное, прямое и тайное. Избирать может каждый гражданин, достигший 18 лет. Избранным может быть каждый гражданин, достигший 21 года… Для активного участия в решении общественных вопросов и для осуществления своих демократических прав народ создает добровольные организации, в особенности политические, профсоюзные, кооперативные и культурные, организации женщин и молодежи…» (ст. 4).
В разделе «Подробные постановления» закреплялось, что «… мужчины и женщины занимают равное положение в семье и обществе и им одинаково доступно образование, получение любой профессии, звания и занятие любой должности… Каждый имеет право подавать петиции любому общественному органу… Право собраний и союзов гарантируется, поскольку это не угрожает народно–демократическому строю или же общественному спокойствию и порядку… Свобода высказывания гарантируется. Каждому предоставляется право в пределах закона выражать своё мнение устно, письменно, в печати, в изображениях или каким–либо иным способом… Каждый имеет право сделать общим достоянием свои взгляды и результаты своей духовной творческой деятельности, распространять и показывать их любым способом. Это право можно ограничить законом… Свобода печати гарантируется. В принципе не разрешается подвергать печать предварительной цензуре… Каждый имеет право подавать петиции любому общественному органу… Право собраний и союзов гарантируется…» (Конституции европейских стран народной демократии. 1954. С. 32–33, 35, 39–40).
В общем контексте с другими государствами «народной демократии» регулировался вопрос о праве граждан на участие в политической жизни и в Конституции Венгерской Народной Республики от 18 августа 1949 г.: «… Вся власть в Венгерской Народной Республике принадлежит трудящемуся народу. Трудящиеся города и деревни осуществляют власть через избранных и ответственных перед народом депутатов… В Венгерской Народной Республике женщины пользуются одинаковыми правами с мужчинами… Венгерская Народная Республика в интересах развития общественной, хозяйственной и культурной деятельности трудящихся конституционно гарантирует право объединения… Избиратели Венгерской Народной Республики выбирают депутатов Государственного Собрания на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Избранные депутаты обязаны отчитываться в своей деятельности перед избирателями. Избиратели могут отозвать депутатов Государственного Собрания. Избирательным правом пользуются все совершеннолетние граждане Венгерской Народной Республики. Закон лишает избирательного права врагов трудящегося народа и умалишенных. Каждый имеющий право голоса гражданин имеет на выборах один голос. Все голоса имеют равную силу. В депутаты Государственного Собрания могут быть избраны все, кто пользуется избирательным правом…» (Конституции европейских стран народной демократии. 1954. С. 86, 101, 103). В Конституции Народной Республики Албании от 4 июля 1950 г., принятой на 1–й сессии второго созыва Народного собрания страны, также указывалось: «Албания – Народная Республика… Политическую основу Народной Республики Албании составляют Народные Советы… Вся власть… принадлежит трудящимся города и деревни в лице Народных Советов… Все представительные органы государственной власти избираются гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Во всех органах государственной власти представители народа являются ответственными перед своими избирателями. Избиратели имеют право в любое время отозвать своих представителей… не признаются никакие привилегии по происхождению, положению, имущественному состоянию и степени образования» (статьи 1, 3, 4, 5). «Все граждане, независимо от их пола, национальности, расы, вероисповедания, степени их культурного уровня и места жительства, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранными во все органы государственной власти. Эти права имеют также граждане, находящиеся в рядах армии. Избирательное право является всеобщим, равным и прямым и осуществляется тайным голосованием. Не пользуются избирательным правом лица, лишённые его по закону» (ст. 16). «Женщинам предоставляются равные права с мужчиной во всех областях жизни: частной, политической и общественной» (ст. 17). «Всем гарантируется свобода слова, печати, организаций, собраний, митингов и демонстраций» (ст. 20). «Для развития инициативы трудящихся масс в области организации их политической деятельности государство обеспечивает гражданам право объединения в общественные организации» (ст. 21). «… Все граждане, в соответствии с предусмотренными законом условиями, имеют равное право быть принятым на государственную службу. Граждане, которым поручена общественная должность или которые избраны на общественную должность, должны добросовестно выполнять свои обязанности» (ст. 26). «Граждане имеют право обращаться с жалобами и просьбами к органам государственной власти. Граждане имеют право обжаловать все противозаконные или неправильные решения органов государственного управления, а также неправильные действия должностных лиц…» (ст. 32). (Конституции европейских стран народной демократии. 1954. С. 107, 110, 111, 112, 114).
В Конституции Польской Народной Республики от 22 июля 1952 г. праву граждан участвовать в политической жизни также были отведены несколько глав и статей: «Польская Народная Республика есть государство народной демократии. Власть… принадлежит трудящимся города и деревни» (ст. 1). «Трудящиеся осуществляют государственную власть через своих представителей, избираемых в Сейм Польской Народной Республики и в Народные Советы путем всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Представители народа в Сейме… и Народных Советах ответственны перед своими избирателями и могут быть ими отозваны» (ст. 2). «Все органы государственной власти и управления опираются в своей деятельности на сознательное активное содействие широчайших народных масс и обязаны… отчитываться перед народом в своей деятельности… внимательно рассматривать и учитывать справедливые предложения, жалобы и пожелания граждан…» (ст. 5). «Женщина… имеет равные с мужчиной права во всех областях государственной, политической…, общественной… жизни» (ст. 66). «Граждане Польской Народной Республики, независимо от национальности, расы и вероисповедания, имеют равные права во всех областях государственной, политической… жизни. Нарушение этого принципа путём установления каких–либо прямых или косвенных преимуществ или ограничение в правах в зависимости от национальности, расы или вероисповедания – подлежит наказанию…» (ст. 69). «Польская Народная Республика обеспечивает гражданам свободу слова, печати, собраний и митингов, шествий и манифестаций…» (ст. 71). «В целях развития политической, общественной… активности трудящихся города и деревни Польская Народная Республика обеспечивает гражданам право на объединение в организации…» (ст. 72). «Граждане имеют право обращаться во все органы государства с жалобами и заявлениями…» (ст. 73). «Выборы в Сейм и Народные Советы являются всеобщими, равными, прямыми и производятся при тайном голосовании… Право избирать имеет каждый гражданин, достигший 18 лет, независимо от пола, национальности и расовой принадлежности, вероисповедания, образования, оседлости, социального происхождения, профессии и имущественного положения… Женщины имеют все избирательные права наравне с мужчинами… Военнослужащие имеют все избирательные права наравне с гражданскими лицами… Избирательным правом не пользуются умалишенные, а также лица, лишенные публичного права по решению суда…» (статьи 80–85). (Конституции европейских стран народной демократии. 1954. С. 133, 147, 148, 151).
Надо признать, что в области конституционно–правовой регламентации общественных отношений, как–то связанных с политической деятельностью граждан, принципиальным образом ничего не изменилось и после распада СССР, Югославии, Чехословакии, Варшавского договора 1955 г. и перехода бывших государств «народной демократии» на путь капиталистического развития, с их последующим вхождением в Европейский союз. Практически аналогичным образом протекал процесс и в других регионах мира, что свидетельствует об идентичности тенденций, связанных с закреплением основных политических прав граждан на уровне учредительных актов высшей юридической силы.
В качестве иллюстрации можно привести Политическую конституцию Республики Никарагуа от 9 января 1987 г., гл. 2 которой («Политические права») непосредственно посвящена этому вопросу (Конституции государств Америки. 2006. С. 591–592). На этот учредительный документ повлияла как буржуазно–либеральная, так и советская юридическая традиция, что нашло прямое отражение в содержании конкретных норм и положений: «Никарагуанцы, достигшие 16 лет, могут осуществлять политические права, принадлежащие гражданам. Только граждане обладают оговоренными в Конституции и законах политическими правами без каких–либо иных ограничений, кроме связанных с возрастом. Гражданские права приостанавливаются в случае наложения телесного или дополнительного наказания и в случае вынесения решения о лишении гражданских прав» (ст. 47).
Далее в Конституции декларируется, что «все никарагуанцы без соблюдения каких–либо дополнительных условий равны в обладании политическими правами и возможностями их реализации; в выполнении обязанностей и несении налагаемой на них ответственности. Мужчины и женщины равны в правах. Государство обязано устранять препятствия, мешающие равноправию никарагуанцев и их эффективному участию в политической, экономической и социальной жизни страны» (ст. 48).
В контексте равенства политических прав и их практической реализации отмечается, что «граждане имеют право на одинаковых условиях участвовать в общественных делах и в управлении государством. Фактическое участие народа в указанных мероприятиях на национальном и местном уровне гарантируется законом» (ст. 50).
Говоря о непосредственных и представительных формах осуществления публичной власти и связанным с ними комплексом прав, свобод и обязанностей, Конституция провозглашает, что «граждане имеют право избирать и быть избранными на очередных выборах и занимать государственные должности с учётом ограничений, предусмотренных настоящей… Конституцией. Граждане обязаны выполнять обязанности присяжных и иные обязанности общественного характера, за исключением случаев, установленных законом» (ст. 51, в редакции законодательного акта от 1 февраля 1995 № 192 о частичной реформе Политической конституции Республики Никарагуа).
Ещё с колониальной эпохи существовала практика, предоставлявшая местному населению возможность напрямую обращаться к верховной власти с различными просьбами, что нашло своё отражение в норме учредительного акта: «Граждане имеют право индивидуально или коллективно подавать петиции, заявлять о ненадлежащем выполнении обязанностей и представлять конструктивную критику в отношении представителей государственной или иной власти, а также получать немедленное решение или ответ и информацию о принятых решениях в сроки, установленные законом» (ст. 52).
С периода первых европейских буржуазных революций общим правилом для большинства демократических государств в порядке вещей считаются следующие политические свободы: «… Признаётся право мирных собраний. Осуществление этого права не требует предварительного получения разрешения» (ст. 53). «Признаётся право проведения митингов, манифестаций и публичных собраний согласно закону» (ст. 54). «Граждане Никарагуа имеют право организовывать или вступать в политические партии, целью которых является участие в осуществлении и стремлении к приобретению власти» (ст. 55).
Таким образом, право граждан на участие в политической жизни присуще не только признанным демократическим государствам, но и развивающимся странам, освободившимся от колониальной зависимости и вставшим на путь строительства суверенной национальной государственности, что следует рассматривать в качестве одной из положительных тенденцией общемирового значения. В то же время реализация конституционно–правовых деклараций в каждом отдельном случае должна учитывать специфику и особенности страны в процессе её исторического развития, избегая любых штампов и стереотипов, навязываемых со стороны. События последних лет, в том числе связанные с осуществлением гражданами права на участие в политической жизни, свидетельствуют о кризисных явлениях, затронувших эту сферу общественных отношений и имеющих ярко выраженный системный характер, что отчётливо говорит о необходимости преобразований и реформ.