Митинги и демонстрации
Ми́тинги и демонстра́ции (от англ. мeeting – собрание, встреча и лат. demonstratio – показывание, наглядное изображение), массовые формы реализации конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, и проводить публичные мероприятия для выражения общественного мнения.
Наравне с собранием, шествием и пикетированием (а равно их сочетаниями) выступают формами публичных мероприятий как мирных открытых свободных акций, проводимых по инициативе граждан, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (иногда с использованием транспортных средств). Проводятся для свободного выражения и формирования мнений, выдвижения требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или для информирования выборными лицами о своей деятельности избирателей (например, при встрече депутата любого уровня с избирателями).
Митинг – массовое присутствие граждан в определённом месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в частности на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
Право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование закрепляется в международно-правовых документах (например, в п. 1 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948; ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966) и, как правило, на конституционном уровне (например, в ст. 31 Конституции РФ, ст. 8 Основного закона Германии, ст. 26 Конституции Бельгии, ст. 21 Конституции Испании, ст. 34 Конституции Турции, ст. 21 Конституции Японии, ст. 35 Конституции КНР и др.).
В России, как и во многих зарубежных государствах (Великобритания, Германия, Франция и др.), действуют законы, детально регулирующие процедуру проведения публичных мероприятий. Порядок проведения митингов и демонстраций (а также других публичных мероприятий) определяется Конституцией РФ, Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а в части предвыборной агитации и по вопросам референдума – положениями законодательства РФ о выборах и референдумах. Порядок проведения массовых обрядов и церемоний религиозного характера регламентируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
В России проведение митингов и демонстраций основывается на принципах соблюдения законности (т. е. соблюдения положений Конституции РФ и законодательных актов РФ) и добровольности участия в них. Организаторами публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан РФ (для митингов – с 16 лет, для демонстраций – с 18 лет), а также политическая партия, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения.
Закон запрещает выступать организатором публичного мероприятия следующим лицам:
гражданам, признанным судом недееспособными либо ограниченно дееспособными; содержащимся в местах лишения свободы по приговору суда; имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления против основ конституционного строя и безопасности государства или преступления против общественной безопасности и общественного порядка либо неоднократно привлекавшимся к административной ответственности за совершение отдельных видов административных правонарушений;
политическим партиям (другим общественным объединениям и религиозным объединениям, их региональным отделениям и иным структурным подразделениям), деятельность которых приостановлена или запрещена, либо в случае их ликвидации;
Митинги и демонстрации, как и другие публичные мероприятия, могут проводиться только с 7:00 до 22:00 по местному времени (за исключением публичных мероприятий, посвящённых памятным датам России, публичных мероприятий культурного содержания). Для проведения митингов и демонстраций установлен уведомительный порядок. Уведомление подаётся в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения мероприятия. При получении уведомления о готовящихся митинге или демонстрации соответствующий исполнительный орган документально подтверждает его получение и вправе изменить место, время, численность участников, форму публичного мероприятия (если форма не соответствует закону). Если уведомление не соответствует закону, формы публичного мероприятия нарушают административное или уголовное законодательство – орган исполнительной власти или орган местного самоуправления предупреждают организатора о том, что в случае осуществления заявленного мероприятия он и активные участники могут быть привлечены к ответственности. На митинге и демонстрации обязан присутствовать уполномоченный представитель органа исполнительной власти или местного самоуправления; своего уполномоченного на митинг и демонстрацию обязано назначить МВД РФ. Участникам митинга и демонстрации запрещается приносить с собой оружие, режущие и колющие предметы, опасные для окружающих.
Решения и действия органов власти, местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений, нарушающих права граждан на проведение публичных мероприятий, могут быть обжалованы в суде.
В зарубежных странах существует аналогичное правовое регулирование митингов и демонстраций. При их проведении также необходимо соблюсти уведомительный порядок (например, в Германии уведомление подаётся за 48 ч, во Франции – за 3 дня, в Великобритании – не менее чем за 6 дней, в Японии – за 72 ч; в США на уровне штатов установлены различные сроки: например, в федеральном округе Колумбия уведомление о демонстрации подаётся за 15 дней). Значительна роль полиции в охране проводимых демонстраций от нападения противников. Как правило, полиция наделена правом запрещать дальнейшее проведение митинга или демонстрации, если в ходе акции создаётся угроза причинения кому-либо ущерба. В ряде стран (например, в Германии) установлена уголовная ответственность за использование во время митингов и демонстраций защитных шлемов, масок (для маскировки внешности) и щитов, а также за скрытое ношение оружия. При этом, например, во Франции полиция вправе применить к демонстрантам силу непосредственно (без предварительного предупреждения), если они совершают насильственные действия в отношении представителей органов правопорядка или если органы правопорядка не в состоянии иначе защитить территорию, которую они занимают.
В некоторых европейских странах полиция вправе запретить дальнейшее проведение митинга на открытом воздухе или демонстрации в контролируемом ею районе, если сочтёт, что такое публичное мероприятие связано с религиозными и этническими противоречиями и может привести к общественным беспорядкам.