Земские соборы
Зе́мские собо́ры, институт общегосударственного сословного представительства при монархе с законосовещательными функциями в Русском государстве в середине 16 – 17 вв.; в период с 17(27) июля 1610 г. по 21 февраля (3 марта) 1613 г., в отсутствие легитимного и общепризнанного государя, – законодательный и высший исполнительный орган власти.
В источниках именовались «соборами», «советами», «советами всей земли» (т. е. совокупностями правоспособных сословий и сословных групп), «земскими советами». Термин «Земский собор» введён в середине 19 в.; в частности, он использовался в полемике К. С. Аксакова и С. М. Соловьёва.
Условия складывания, особенности функционирования и состав
Предпосылки для появления Земских соборов создавались по мере формирования единой территории Русского государства в 15 – 1-й половине 16 вв.; складывания с конца 15 в. традиции совместных заседаний соборов Русской Церкви (регулярно собирались с середины 15 в.) с Боярской думой (становившейся в 16 в. представительным органом русской аристократии); возникновения практики совещаний монарха со своим двором и рядовыми детьми боярскими (октябрь 1445, май 1471 и др.).
Число Земских соборов (традиционно исследователи насчитывают свыше 50), характер представительства, процедура выборов депутатов, состав и круг разбиравшихся на них проблем (за исключением ряда важнейших вопросов внешней и внутренней политики) остаются в исторической науке дискуссионными.
Земские соборы созывались нерегулярно, главным образом по инициативе царя, в отдельных случаях – патриарха Московского и всея Руси и Боярской думы или сословий. Заседали в основном в Московском Кремле.
Ядром Земских соборов в подавляющем большинстве случаев являлись члены Освященного собора, Боярской думы и Государева двора (в понимании населения Русского государства они представляли «лучшую» часть общества и в этом смысле были «выборными» от него). В соборах участвовали также представители торгово-ремесленного населения, прежде всего крупного купечества (гостей, гостиной сотни и суконной сотни), и, как правило, посадского населения Москвы и уездного дворянства, в исключительных случаях – черносошных крестьян. С начала 17 в. получили развитие принципы реального представительства «городов» (уездов) и реальной выборности депутатов от уездных корпораций дворянства, белого городского духовенства, тяглых горожан и др.
История Земских соборов
В соответствии с внутренними закономерностями становления и развития Земских соборов в их истории выделяются 4 периода.
Первый период (конец 1540-х – конец 1590-х гг.)
Первый период охватывает годы царствования Ивана IV Васильевича Грозного и его сына Фёдора Ивановича.
Большинство исследователей считают первым Земским собором т. н. Собор примирения (27–28 февраля 1549), на котором при участии монарха, митрополита Московского и всея Руси Макария и иных духовных лиц состоялось символическое примирение бояр и других представителей власти, осуществлявших неправый суд и насилие в годы боярского правления 1530–1540-х гг., с рядовыми детьми боярскими. Были приняты решения о неподсудности детей боярских наместникам по большинству дел, о преобразовании органов суда и местного управления и о подготовке нового Судебника вместо Судебника 1497 г.
В Земском соборе, созванном в начале опричнины 28 июня 1566 г. в Кремле по решению царя и приговору Боярской думы, участвовали, не считая представителей духовенства (свыше 30 человек), только представители земщины, притом лица, находившиеся в Москве (в ряде случаев депутаты, скорее всего, избирались из числа дворян выборных определённого уезда, бывших тогда в столице): около 270 членов Государева двора (с учётом думных чинов и приказных людей), свыше 70 представителей крупного купечества и торговых людей, 9 рядовых детей боярских западных уездов; всего свыше 370 человек. На этом Земском соборе обсуждался вопрос о продолжении войны с Великим княжеством Литовским или о принятии условий примирения с ним. Руководствуясь различными мотивами, участники собора рекомендовали отвергнуть условия мира, предложенные литовской стороной, и при определённой ситуации продолжить военные действия. Активизация общественно-политической жизни, связанная с Земским собором 1566 г., привела к подаче коллективной челобитной группы дворян об отмене опричнины (позднее инициаторы акции были казнены).
Участники Земского собора конца 1580 г., проходившего в обстановке нараставшего хозяйственного и социального кризиса при преобладании представителей военно-служилых сословных групп, высказались за заключение мира с Речью Посполитой (мирный договор, однако, подписан не был).
Некоторые учёные к Земским соборам относят состоявшиеся в Москве два сословных собрания начала января 1565 г. (на одном присутствовали члены Освященного собора, Боярской думы, Государева двора и приказные, на втором – крупные купцы и представители московского посадского населения), к участникам которых с различными посланиями обратился из Александровской слободы (ныне г. Александров) Иван IV по поводу введения опричнины.
К особым формам Земского собора относят войсковые собрания (соборы) в ходе Казанских походов 1545–1552 гг. в январе 1550 г. во Владимире (по вопросу о местничестве) и в начале июля 1552 г. в Коломне (по поводу обеспечения участников похода на Казань); собрания представителей детей боярских южных уездов (главным образом пограничной службы), проходившие зимой 1571 г. и в сентябре 1575 г. под руководством авторитетных воевод и членов Боярской думы, на которых были разработаны меры по организации сторожевой службы, а также фактически фальсифицированные соборные разбирательства дел А. Ф. Адашева (1560) и митрополита Московского и всея Руси Филиппа II (Колычева) (1568).
Второй период (конец 1590-х – начало 1620-х гг.)
Второй период совпал с системным кризисом общества и государства (события Смутного времени) и первыми шагами по его преодолению. Прекращение династии московских Рюриковичей (1598) объективно расширило права и сферу деятельности Земских соборов, одновременно обострив политическую борьбу при их созыве и во время работы.
В 1605–1622 гг. Земские соборы созывались почти ежегодно, иногда длились 2–3 года (депутаты собирались на отдельные сессии по конкретным вопросам в 1610, 1613, 1618). Расширилось сословное представительство Земских соборов за счёт депутатов от промежуточных военно-служилых сословных групп (в том числе иноэтнических), а в трёх случаях (при создании Земского правительства в 1612, на Земских соборах 1613 и 1616) – за счёт выборных от черносошных крестьян. Наряду со статусным представительством на Земских соборах (в сочетании с частичной выборностью) в «городах» (уездах) получил развитие (особенно с 1610) принцип прямых выборов от местных сословных групп. Земские соборы стали правомочным органом избрания нового монарха (в представлениях эпохи только через правильно сформированный Земский собор мог проявиться Божий выбор). От имени Земского собора велись переговоры с другими государствами и предварительно заключались акты о будущем государственном устройстве Русского государства (Московский договор 1610, Новгородский договор 1611), так что они приобрели законодательные прерогативы и функции верховной исполнительной власти.
На ряде Земских соборов избирались правители государства или Земское правительство. На Земском соборе 1598 г., созванном по инициативе патриарха Московского и всея Руси Иова, присутствовали около 600 депутатов, преобладали представители Государева двора по статусу (включая дворян выборных 21 города), первые позиции занимали лица думных и московских чинов, а также члены Освященного собора, гости участвовали персонально (сообразно своему статусу), остальных торговых и посадских людей из Москвы представляли старосты и сотские. На нём 17(27) февраля царём избран Борис Фёдорович Годунов, а 9(19) марта приняты решения о принесении ему присяги и о времени венчания его на царство; в апреле Земский собор объявил поход-смотр всей армии в Серпухове.
На соборе 19(29) мая 1606 г. царём был избран Василий Иванович Шуйский; среди участников Земского собора преобладали его сторонники, находившиеся тогда в столице.
В августе 1610 г. от имени Земского собора заключён предварительный договор с польным гетманом коронным С. Жолкевским об условиях избрания королевича Владислава (будущего польского короля Владислава IV) русским царём и о будущем государственном устройстве Русского государства.
При Первом ополчении 1611 г. собрался Земский собор («Совет всей земли») неполного состава (отсутствовали духовные чины, представители посадских людей, преобладали представители уездных детей боярских и казачьих отрядов), сформировавший Земское правительство. Земский собор Второго ополчения 1611–1612 гг. окончательно оформился во время его пребывания в Ярославле весной 1612 г.: присутствовали почти все сословные группы, включая представителей духовенства, некоторых членов Боярской думы, немалое число лиц из московских чинов Государева двора, рядовых детей боярских, казаков, представителей служилых татар (князей и мурз), а также депутатов от целого ряда городов (в том числе крестьян). К лету 1612 г. власть сформированного этим Земским собором Земского правительства распространилась на бóльшую часть страны, и именно оно определило условия и сроки выборов депутатов на избирательный Земский собор. На нём (январь – февраль/март 1613) новым царём был избран Михаил Фёдорович Романов. В этом Земском соборе участвовали свыше 800 депутатов: лица по статусу (члены Освященного собора, думные чины, московские чины и дворяне выборные из членов Государева двора), выходцы из военно-служилых слоёв (казаков, стрельцов и др.), а также свыше 80 депутатов (о них сохранились точные сведения, но в реальности таких было намного больше), выбранных от 47 городов (в том числе представители белого духовенства, местные дети боярские, горожане, крестьяне и т. п.); решающую роль в избрании нового царя сыграли казаки, численно преобладавшие тогда в Москве (4,5–6 тыс. человек).
В 1614–1618 гг. основное внимание на Земских соборах уделялось введению экстраординарных налогов, а также вопросам их эффективного взимания, для чего депутаты возглавили специальные комиссии, направлявшиеся на места. Рассматривались также вопросы борьбы с движением И. М. Заруцкого (март 1614), о ходе переговоров и условиях заключения мира со Швецией (сентябрь – декабрь 1616), о противодействии походу королевича Владислава (сентябрь 1618).
На летнем Земском соборе 1619 г. были объявлены выборы Земского собора для утверждения обширной программы «устроения земли» (который, однако, не состоялся).
На Земских соборах 1621 и 1622 гг. (октябрь и март соответственно) рассматривался вопрос международного положения Русского государства и начала войны с Речью Посполитой.
Третий период (начало 1630-х – середина 1650-х гг.)
Третий период деятельности Земских соборов также характеризовался острыми внутриполитическим и внешнеполитическим кризисами, во время которых правительство регулярно обращалось к сословиям за поддержкой своих действий и за «советами». Одновременно в 1630–1640-х гг. нарастала социально-политическая активность уездных детей боярских и торгово-ремесленных слоёв городов, которые подавали коллективные челобитные грамоты во время Земских соборов или до их начала.
Земские соборы в ноябре 1632 г. и январе 1634 г., проходившие в годы русско-польской войны 1632–1634 гг., одобрили дополнительные сборы экстраординарных налогов.
В 1637–1642 гг. Земские соборы собирались неоднократно в связи с резким обострением отношений Русского государства с Крымским ханством и Османской империей. На Земском соборе 1639 г. депутаты подавали подписанные ими по куриям мнения по поводу выплат Крымскому ханству и мер по организации обороны южных уездов. Наиболее представительным стал Земский собор в январе 1642 г., в котором, помимо Освященного собора, думных лиц, представителей московских чинов Государева двора, крупных купцов и посадских людей Москвы, участвовали 115 дворян выборных и детей боярских от 42 городов. На этом Земском соборе была отклонена возможность включения Азова в состав Русского государства в связи с его захватом донскими казаками и «Азовским сидением»; кроме того, в ходе Земского собора были поданы жалобы на тяжесть налогов и служб, предложения о переменах в судебной сфере, обвинения в адрес бояр и московских приказных, местной воеводской администрации, поданные рядом уездных корпораций дворян и купцами. Это отразило крепнувшее в условиях кризиса «единачество» уездного дворянства и купечества, нарастание противостояния между ними, с одной стороны, и властью, аристократической элитой, приказной верхушкой, – с другой.
Проведения реформ суда, налогообложения, управления в столице и на местах, созыва Земского собора потребовали и участники Соляного бунта 1648 г. в Москве. Земский собор с участием выборных, заседавший около 16(26) июля 1648 г., подтвердил необходимость создания Уложения, созыва для этого нового Земского собора (выборы начались ещё с конца июля и сопровождались в ряде случаев острой политической борьбой, а в других случаях – пассивностью выборщиков). Одновременно по указу царя Алексея Михайловича в соответствии с приговором Освященного собора и Боярской думы был образован особый приказ во главе с князем Н. И. Одоевским для составления Уложения. В Земском соборе, проходившем в октябре 1648 – феврале 1649 гг., участвовали около 350 человек от 116 городов – 14 иерархов и духовных лиц, 34 человека от Боярской думы и московских чинов Государева двора, 178 – от уездных дворян и детей боярских, 15 человек – от стрельцов, 3 гостя и 12 выборных – от торгово-ремесленного населения Москвы, 89 человек – от других городов и посадов. На Земском соборе после детального и последовательного обсуждения в двух палатах был принят текст Соборного уложения 1649 г., удовлетворивший ряд кардинальных материальных требований уездного дворянства и посадских людей. Заседания Земского собора посвящались также рассмотрению коллективных и групповых челобитных, не связанных прямо с текстом Соборного уложения. Работа на этом Земском соборе рассматривалась как «государева служба» («повинность») и одновременно как факт представительства депутатами местных интересов перед государем. Длительность и интенсивность заседаний компенсировались денежным жалованьем и различными льготами.
К авторитету Земского собора правительство вновь вынудило обратиться Псковское восстание 1650 г. На первом заседании 4(14) июля 1650 г. была зачитана речь царя Алексея Михайловича, в которой политика по отношению к псковичам характеризовалась как «милостивая», а восстание – как государственная измена, на втором заседании 26 июля (5 августа) в присутствии царя говорилось о новых «винах» псковичей, военных мерах правительства и незначительном смягчении требований к повстанцам. Собор сформировал и направил в Псков делегацию из 15 человек, которой удалось в конце августа склонить псковичей к покорности и принесению присяги. На новом Земском соборе (или 3-м заседании предыдущего собора) 8(18) октября того же года была зачитана правительственная декларация о принесении псковичами царю «повинной челобитной», его прощении и «милости».
На соборах 1653 г. (состоялось не менее двух) рассматривалась просьба гетмана Б. М. Хмельницкого и казацкой старши́ны о вхождении в состав Русского государства территории, подконтрольной Запорожскому войску. Участвовали депутаты не менее чем от 55 городов, а также Освященный собор, представители думных чинов, московских чинов Государева двора, гостей и посадских людей. На основном заседании 25 мая (4 июня) была зачитана декларация правительства, в которой акцентировались польско-литовские «неправды» в отношении православного населения Речи Посполитой, новые «неисправления» польского короля Яна II Казимира по отношению к Русскому государству (в том числе враждебные международные акции), говорилось об общности судеб православных подданных польского короля и русского царя (отсутствие мира у Хмельницкого с Яном II Казимиром признавалось поводом к разрыву мирных отношений Русского государства с Речью Посполитой). В обсуждение этих вопросов оказались вовлечёнными не только депутаты Земского собора, но и «площадные люди». Приговор Земского собора был единодушным – принять черкас в подданство и объявить войну Речи Посполитой. Окончательно принятие и оформление акта – приговора о принятии в подданство произошло на следующем Земском соборе 1(11) октября 1653 г. В документ, помимо собственно «приговора» думных чинов, вошли ещё два текста, содержавшие мнения остальных депутатов: военно-служилые лица обязались безупречной военной службой, а купцы и ремесленники приняли на себя финансовую поддержку грядущей русско-польской войны. Тогда же Земский собор выделил посольскую делегацию в Малороссию для приведения её жителей к присяге Алексею Михайловичу (прошла на Переяславской раде 1654).
Защита интересов сословных групп уездного дворянства и торгово-ремесленного населения, помимо участия в Земских соборах, в этот период выразилась также в подаче коллективных челобитных с социальными и материальными требованиями (1635, 1637, 1639, 1641, 1642 и др.).
Четвёртый период (1660–1680-е гг.)
В последний период существования Земских соборов их деятельность затухала, но при этом приобретала и новые черты. Оживление в деятельности Земских соборов пришлось на кризисные годы (конец 1670-х – начало 1680-х гг.), особенно оно отмечалось при попытках введения значительных новаций в государственном управлении.
В «общем согласном совете» в «царских палатах» 12(22) января 1682 г. участвовало свыше 170 человек: царь, Освященный собор (12 человек), думные чины (98 человек), комнатные стольники (23 человек) и 39 выборных (среди них было только 4 городовых дворянина; все остальные представляли московские чины Государева двора). Было принято «Соборное деяние» об отмене местничества [произведена указом царя Фёдора Алексеевича от 24 ноября (4 декабря) 1681]. Современники оценивали как «соборную» деятельность комиссий «ратных» и «земских» дел (февраль – март 1682).
После смерти Фёдора Алексеевича по инициативе патриарха Московского и всея Руси Иоакима на собрании находившихся в Кремле лиц, представлявших главным образом Боярскую думу, московские чины Государева двора и др. (среди них преобладали сторонники Нарышкиных), царём 27 апреля (7 мая) 1682 г. был провозглашён Пётр I. Под давлением стрельцов на таких же заседаниях 26 мая (5 июня) первым («старшим») царём провозгласили Ивана V Алексеевича, вторым («младшим») – Петра I. Во всех этих случаях современники предпочитали говорить о царском избрании на соборе.
Указ о созыве последнего собрания выборных депутатов от городовых дворян и детей боярских последовал 18(28) декабря 1683 г.: из каждого города надлежало выбрать по 2 представителя (выборы прошли в 102 городах). Депутаты, которым предстояло рассмотреть вопрос о заключении вечного мира с Речью Посполитой, стали прибывать в Москву в январе 1684 г. Но переговоры русского и польско-литовского посольств были прерваны, и 8(18) марта 1684 г. был издан указ об отмене этого собора.
Историческое значение
История Земских соборов с развивавшимся выборным началом, с менявшейся (расширявшейся, а потом сужавшейся) сословной структурой, с расширявшейся проблематикой обсуждений, с формировавшимися процедурами созыва и проведения заседаний позволяет определить Русское государство середины 16 – 17 вв. как монархию с сословным представительством. В условиях эволюции государственно-политического строя России к самодержавию Земские соборы перестали созываться.