Автономия
Автоно́мия (греч. αὐτονομία, от αὐτός – сам и νόμος – закон), определённая степень самостоятельности каких-либо органов, организаций (автономия учреждений), территориальных, национальных и других общностей (автономия общностей) в вопросах их функционирования и жизнедеятельности в рамках системы управления.
Автономия учреждений может быть финансовой, экономической и предоставляется, как правило, отдельным органам и учреждениям в силу специфики их деятельности, требующей принятия оперативных и компетентных решений.
Автономия как правовой режим представляет собой предусмотренный правовыми нормами порядок регулирования статуса территориального образования, основывающийся на принципах признания идентичности социальных групп и/или специфических особенностей территорий и выражающийся в своеобразии способов и гарантий реализации, охраны и защиты этого статуса.
Территориальная автономия
Территориальная автономия – внутреннее самоуправление территориальных единиц государства (регионов), обладающих самостоятельностью в рамках конституции или закона, позволяющее осуществлять полномочия в сфере локального самоуправления на условиях, отличных от применяющихся к иным территориальным единицам. Самоуправляющиеся территориальные единицы (автономные области, автономные районы, автономные округа, автономные уезды и др.) обладают самостоятельностью в решении своих дел. Для территориальных автономий характерно наличие следующих, определяющих их правовую природу, признаков:
1) объективно присущая идентичность (национально-этническая, культурная, религиозная, географическая);
2) признание и закрепление расширенной, разноплановой, с точки зрения содержания, компетенции по сравнению с иными внутригосударственными территориальными образованиями по осуществлению самоуправления;
3) персонификация гарантий конституционно-правового статуса по его реализации и защите;
4) наличие финансовых и иных ресурсов для реализации полномочий в отношении предусмотренных предметов ве́дения (Ирхин. 2019. С. 38).
Статус автономии в отдельных случаях приобретался территориальными образованиями не на основе национальных актов (конституций, законов), а на основе заключенных международно-правовых договоров (например, автономия Трентино-Альто-Адидже в Италии была учреждена соглашением между Италией и Австрией 1946, Аландские острова получили автономный статус в составе Финляндии на основании решения Лиги Наций по вопросу о статусе Аландских о-вов 1921, Нахичеванская Автономная Республика получила автономный статус на основании Карсского договора 1921 между Армянской, Азербайджанской и Грузинской ССР, с одной стороны, и Турцией – с другой, при участии РСФСР).
Основы правового положения территориальной автономии обычно регулируются конституциями (например, Конституция Испании 1978, Конституция Италии 1947, Конституция Португалии 1976) или специальными законами (например, Закон о местном самоуправлении Гренландии 2009, Закон о местном самоуправлении Фарерских о-вов 1948, Законы о Шотландии 1998, 2012 , 2016, Законы об управлении Уэльсом 1998 и 2006, Закон о Северной Ирландии 1998), определяющими её статус, систему автономных органов, их компетенцию, взаимоотношения с центральными органами власти, порядок рассмотрения споров между автономными образованиями и центром. Конституции и законы в большинстве случаев предусматривают, что автономные единицы вырабатывают (иногда также сами принимают) основополагающие нормативные акты, определяющие их внутреннее устройство (конституции, уставы, положения, статуты, хартии самоуправления и т. д.). В некоторых случаях территориальная автономия наделяется полномочиями в области налогообложения (например, парламент Шотландии имеет право изменять базовые ставки налогообложения, установленные парламентом Великобритании).
В зависимости от объёма прав территориальной автономии выделяют две её формы: государственную (законодательную) и местную (административную). Государственная форма характеризуется тем, что её носитель имеет внешние признаки государства (парламент, правительство), иногда собственную конституцию, гражданство, причём в общегосударственной конституции обычно определяется сфера законодательной компетенции автономного парламента (Сицилия, Сардиния, Фриули-Венеция-Джулия, Трентино-Альто-Адидже, Валле-д’Аоста в Италии, Страна Басков, Каталония, Андалусия, Наварра и др. в Испании, Азорские острова и Мадейра в Португалии, Фарерские острова и Гренландия в Дании, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия в Великобритании). Местная форма таких признаков не имеет. В местных автономиях создаются такие же органы, как и в других административно-территориальных единицах, но при этом указанные органы наделяются дополнительными правами с целью обеспечения специфических прав и интересов автономий; в органах автономий на основе законов обеспечивается высокий уровень представительства соответствующих национальностей; автономии наделяются большей самостоятельностью в области экономики, культуры и др.; круг автономных прав территориальных единиц определяется, как правило, обычным законом (в частности, автономные районы в КНР, Ачех в Индонезии, Минданао на Филиппинах).
В зависимости от регулирования вопроса о разграничении предметов ве́дения между общенациональными и автономными органами власти территориальные автономии делятся на сильные (полные) и слабые (ограниченные). Сильные автономии – это автономии, из компетенции которых изъяты предметы ведения, имеющие общегосударственное значение (обычно это принятие и изменение национальной конституции, гражданство, судебная система, международные отношения общенационального масштаба, безопасность и оборона), а остальные вопросы переданы в ведение публичных властей автономии; компетенция автономии является расширенной по сравнению с компетенцией иных внутригосударственных единиц; предусмотрены финансовые, правовые и иные гарантии самостоятельности осуществления местного самоуправления (Аландские о-ва в Финляндии, Гонконг и Макао в КНР, Гренландия и Фарерские о-ва в Дании). Слабые автономии – это автономии, в которых вопросы локального значения отнесены к конкурирующей компетенции с общенациональными властями либо отсутствуют гарантии самостоятельности локальной юрисдикции; при этом компетенция автономии является расширенной по сравнению с компетенцией иных внутригосударственных единиц (автономные районы в КНР, Ачех в Индонезии, Гагаузия в Республике Молдова, Минданао на Филиппинах, Корсика во Франции).
Центральная власть в автономных единицах может быть представлена специальным чиновником, государственным секретарём или комиссаром, который осуществляет контроль за тем, чтобы деятельность органов власти автономии не выходила за пределы компетенции, предоставленной им конституцией или законом. В некоторых странах законом предусмотрены специальные процедуры рассмотрения споров между центральными и автономными властями (например, в Дании споры по вопросам ведения, возникающие между центральными и автономными властями, рассматриваются специально создаваемым для этой цели согласительным советом. Совет состоит из 7 членов, из которых 2 назначаются центральным правительством, 2 – органами власти соответствующей автономии, 3 – председателем Верховного суда Дании из числа судей этого судебного органа, при этом один из судей назначается председателем совета. Если 4 члена совета, назначаемые, соответственно, центральной и автономной властями, придут к единому соглашению, то спор считается урегулированным, в противном случае вопрос передаётся на рассмотрение 3 судей Верховного суда. До окончательного разрешения спора центральные органы власти вправе приостановить спорное решение или действие органов власти соответствующей автономии).
Национально-территориальная автономия
Национально-территориальная автономия – особый автономный статус территориальных единиц со значительной долей населения другой национальности или населения, отличающегося иными особенностями своего быта (Аландские о-ва в Финляндии, населённые шведами; о. Гренландия в Дании, населённый эскимосами; островные и некоторые приграничные области Италии).
Одна из разновидностей национально-территориального автономного образования – автономные республики, которые в прошлом были формой национально-территориальной автономии в РСФСР. В Российской Федерации после заключения 31 марта 1992 г. Федеративного договора республики, бывшие ранее автономными, преобразовались в республики в составе РФ.
К началу 21 в. в России существуют два вида национально-территориальных образований – автономная область (Еврейская АО) и автономные округа. Особенность их статуса заключается в том, что они наряду с республиками, краями, областями, городами федерального значения признаются субъектами РФ. Вопрос о вхождении в состав РФ территорий автономных субъектов регулируется специфическим образом. Еврейская АО входит в РФ непосредственно. Автономные округа имеют возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении в РФ непосредственно или через другой субъект Федерации (край, область). При этом отношения автономных округов, входящих в состав края, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области. Из всех автономных округов только Чукотский автономный округ в 1992 г. выделился из Магаданской области и непосредственно вошёл в состав РФ. Другие округа входят в состав РФ через края или области.
Национально-культурная автономия
Национально-культурная автономия – особая форма национально культурного самоопределения национальных меньшинств. В России это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан РФ, относящих себя к определённой этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры, укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному диалогу, а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов (Федеральный закон от 17 июня 1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»). Право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение, а осуществление этого права не должно наносить ущерба интересам других этнических общностей. Создание такой автономии предусмотрено в РФ Федеральным законом «О национально-культурной автономии» (1996), который относит национально-культурную автономию к особой разновидности общественного объединения. В РФ организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация (например, Федеральная национально-культурная автономия российских немцев, Федеральная национально-культурная автономия российских цыган, Федеральная национально-культурная автономия российских корейцев, Федеральная национально-культурная автономия белорусов России, Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России, Федеральная ассирийская национально-культурная автономии России и др.).