Административно-территориальное деление
Администрати́вно-территориа́льное деле́ние (административно-территориальное устройство), территориальная организация унитарного государства или федеративной единицы регионального и/или местного управления и самоуправления. Регламентируется на законодательном уровне, наиболее важные аспекты административно-территориального деления могут закрепляться в конституции. Формирование административно-территориального деления осуществляется с учётом экономических и географических факторов, социальных, коммуникационных, культурных и исторических традиций. Этнический фактор также принимается во внимание (так, например, в Финляндии административно-территориальное деление направлено на то, чтобы деление между губерниями, в которых имеется финско- и шведскоязычное население, по возможности обеспечивало соблюдение принципа одноязычности).
Различают однозвенные (общины в Андорре, Лихтенштейне), двухзвенные (провинции и муниципалитеты в Нидерландах), трёхзвенные (автономные сообщества, провинции и муниципалитеты в Испании) и четырёхзвенные (области, метрополитанские города, провинции и коммуны в Италии) системы административно-территориального деления. Территория небольших государств может составлять одну административно-территориальную единицу (например, Княжество Монако).
В ряде государств (Армения, Австрия, Болгария) органы местного самоуправления создаются не во всех административно-территориальных единицах. Так, в Болгарии община – это основная административно-территориальная единица, в которой осуществляется местное самоуправление, а область – административно-территориальная единица для проведения региональной политики, осуществления государственного управления на местах, обеспечения соответствия между национальными и местными интересами.
В России административно-территориальное устройство регулируется законами субъектов РФ и административно-территориальные единицы именуются по-разному: краевые города, районы, районные города, районы в городах, сельсоветы (совокупность нескольких сельских населённых пунктов), посёлки (рабочие, курортные, дачные). Административно-территориальное устройство основывается на следующих принципах: соответствия исторически сложившейся системе расселения в субъекте РФ и устойчивым тенденциям её развития; создания экономических, финансовых и организационных условий для формирования и деятельности местных органов государственной власти и самоуправления; демократического решения вопросов территориального устройства; обеспечения местному населению здоровой и безопасной среды обитания; учёта природно-географических условий; содействия рациональному использованию природных ресурсов и всего экономического потенциала территории, развитию её социальной инфраструктуры, системы коммуникаций; развития национальных культур, культурно-бытовых традиций и исконных видов хозяйственной деятельности населения, проживающего на данной территории.
При определении границ административно-территориальных единиц учитывается мнение населения. В современных государствах прослеживается тенденция укрупнения административно-территориальных единиц путём установления на законодательном уровне минимального числа жителей при создании новых территориальных образований.