Великое княжество Финляндское
Вели́кое кня́жество Финля́ндское (ВКФ), провинция в составе Швеции (1581–1809); автономное административно-территориальное образование на северо-западе Российской империи (1809 – 1917/1918). Столицы – Або (фин. Турку; до 1812), Гельсингфорс (фин. Хельсинки; с 1812). Площадь около 331,859 тыс. км2 (1812). Население 1,117 млн человек (1815), 3,269 млн человек (1914); финны – 86,75 %, шведы – 12,89 %, русские – 0,29 %, саамы – 0,06 %. Лютеранство исповедовали 98 % населения, православие – 1,9 %. В 38 городах княжества проживало 14,7 % населения (1914).
Присоединение ВКФ к Российской империи
Присоединено к Российской империи в ходе русско-шведской войны 1808–1809 гг., что было закреплено Фридрихсгамским миром 1809 г. О присоединении ВКФ объявлено в манифесте от 20 марта (1 апреля) 1808 г. На Боргоском сейме 1809 г. император Александр I заявил о сохранении в княжестве лютеранской религии и шведского законодательства, а представители финских сословий принесли присягу Александру I; для жителей было введено финляндское подданство (для пребывания на остальной территории империи они оформляли специальные документы).
В декабре 1811 г. российское правительство передало в состав ВКФ Финляндскую губернию – районы т. н. Старой Финляндии: Карельский перешеек с Выборгом и северное Приладожье (присоединены к России по условиям Ништадтского мира 1721 и Абоского мира 1743).
С декабря 1811 г. ВКФ делилось на губернии: Або-Бьёрнеборгскую, Вазаскую, Выборгскую, Кюмменегордскую (Хейноласкую), Нюландско-Тавастгусскую, Саволакс-Карельскую, Улеаборгскую.
Согласно манифесту императора Николая I от 24 марта (5 апреля) 1831 г. «О разделении Великого княжества Финляндского на восемь губерний», Саволакс-Карельская губерния преобразована в Куопиоскую губернию, Нюландско-Тавастгусская губерния разделена на Нюландскую и Тавастгусскую губернии, а Кюмменегордская губерния упразднена.
На большей части территории Кюмменегордской губернии была образована Хейнолаская (с 1843 Санкт-Михельская) губерния, остальная территория вошла в состав Тавастгусской и Нюландской губерний.
Административно-правовое устройство
Носителем верховной власти в ВКФ являлся российский император с титулом великого князя финляндского [принял его 25 декабря 1808 (6 января 1809)]. К его исключительной компетенции относились вопросы внешней политики и обороны; только он обладал правом созыва представительного законосовещательного (с 1906 законодательного) органа – Сейма (в 1810–1862 не созывался) и внесения в него законопроектов (в 1886 правом законодательной инициативы наделён также и Сейм). Российский император назначал членов учреждённого в 1809 г. высшего органа административного управления – Правительствующего совета (с 1816 Императорского финляндского сената), утверждал бюджет княжества, обладал правом помилования, возведения дворян в графское и рыцарское достоинство.
Главой администрации княжества был назначаемый императором генерал-губернатор, являвшийся по должности председателем Сената; по его представлению императором на 3 года назначались начальники финляндских губерний и руководители центральных ведомств. Представление императору других дел ВКФ осуществляли состоявшие из финляндских подданных Комиссия финляндских дел, в 1826–1918 гг. Статс-секретариат по делам ВКФ, который возглавлял статс-секретарь (с 1834 министр статс-секретарь). Правом докладов императору по финляндским делам в 1824 – середине 1850-х гг. пользовался и генерал-губернатор. Такой порядок, сохранявшийся до 1908 г., обеспечивал автономность администрации ВКФ от других центральных ведомств империи.
Сенат отчитывался только перед императором. В ведении Сената находились центральные учреждения: Коллегиум Медикум (образован в 1811), Главное управление межевого ведомства, Главная таможенная дирекция, Главное управление лоцманского и маячного ведомств, Почтовая дирекция (все – 1812), Управление по расчистке порогов и строительству каналов (1816). Членами высших и центральных учреждений княжества могли быть только финляндские подданные. В 1808–1827 гг. административные должности в Финляндии, кроме должности генерал-губернатора [за исключением первого генерал-губернатора барона, графа (с 1809) Г. М. Спренгтпортена], занимали лица евангелическо-лютеранского вероисповедания, затем и православные.
Сейм был созван в 1863 г. императором Александром II. Этому способствовали возраставшее в ВКФ недовольство отсутствием представительного органа, пропаганда скандинавизма и восстание в Царстве Польском. Сейм состоял из заседавших отдельно дворянской палаты (входили главы дворянских родов княжества) и избиравшихся соответствующими сословиями духовной, бюргерской (городской) и крестьянской палат. К его полномочиям относились обсуждение гражданского, уголовного, церковного законодательства и введение новых налогов. Решения Сейма утверждались монархом. Без согласия всех четырёх палат Сейма император не мог изменять «коренные» (основные) законы, действовавшие в княжестве. Сеймовый устав 1869 г. установил периодичность созыва Сейма 1 раз в 5 лет (с 1882 – 1 раз в 3 года), но сохранил его сословную структуру, оставив большую часть населения без избирательных прав.
Евангелическо-лютеранская церковь сохранила в ВКФ государственный статус. Она имела 4 епископства и 531 приход (3 млн прихожан в 1916). В 1866 г. от Евангелическо-лютеранской церкви отделена школа. Православные приходы и монастыри в юго-восточных районах ВКФ остались под управлением Синода (1811), в 1892 г. образована Финляндская епархия Русской Православной Церкви.
В 1809 г. финляндские войска распущены, рекруты в российскую армию из финского населения не набирались. По военной реформе 1878 г. императором Александром II в княжестве созданы национальные вооружённые силы, которые имели собственные уставы, не могли быть выведены за пределы региона, подчинялись генерал-губернатору (а не российскому военному министру) и могли быть распущены монархом только с согласия Сейма. После ликвидации вооружённых сил ВКФ (1901) финляндские подданные стали призываться в российскую армию, однако бойкот призывных кампаний вынудил российское правительство в 1905 г. заменить военную службу для них денежным взносом в имперскую казну. Во время Первой мировой войны территорию ВКФ боевые действия не затронули, вместо выполнения воинской повинности там продолжали выплачивать денежную компенсацию.
В ВКФ сохранялась сложившаяся ещё в составе Швеции трёхступенчатая судебная система: суд низшей инстанции в городах и сельской местности; гофгерихты (суды второй инстанции) в Або, Вазе и Выборге; судебный департамент Сената.
Выборность органов местного самоуправления была установлена сельской (1865) и городской (1873) реформами, проведёнными императором Александром II.
Экономика
Учреждение финляндского государственного «Учётно-сохранно-заёмного банка» (1811) положило начало формированию собственной финансовой системы ВКФ. В 1808–1840 гг. на его территории имели хождение шведский риксдалер и российский рубль, в 1840–1860 гг. – рубль, в 1860–1917 гг. – рубль и финская марка (после перевода в 1877 по инициативе финляндского Сената марки на золотую основу она стала основным платёжным средством в Финляндии). ВКФ получило собственную таможенную систему (1811). Между ВКФ и остальной частью Российской империи существовала таможенная граница, действовавшие тарифы обеспечивали финляндским товарам более свободный доступ на российский рынок, чем иностранным товарам. Все доходы и налоги, собранные там, оставались в ВКФ.
В 1857 г. отменён запрет на строительство паровых лесопилен, в 1859 г. – большинство сковывавших хозяйственную активность норм цехового регламента в промысловой деятельности. Провозглашение полной свободы предпринимательства (1879) стимулировало быстрый рост промышленности, особенно лесопиления и деревообработки (в 1890 соответственно 22 и 20% от общего объёма производства; валовая стоимость продукции лесопиления составила 21,9 млн марок в 1885 и 123,4 млн марок в 1910). В 1861 г. на средства финляндской казны в ВКФ построена первая железная дорога Гельсингфорс – Тавастгус (около 100 км), в 1890 г. протяжённость финляндских железных дорог составила 1876 км, в 1910 г. – 3356 км. Доступ финляндских товаров на российский рынок расширился после открытия Сайменского канала (1856), введения нового таможенного тарифа (1858), строительства по инициативе Сената железной дороги Рийхимяки – Санкт-Петербург (1870). Во 2-й половине 19 в. на долю России приходилось от 30 до 50 % торговли Финляндии. В связи с прекращением торгового оборота ВКФ с Германией и Великобританией во время Первой мировой войны удельный вес России в финляндской торговле значительно возрос. Одновременно многократно увеличился объём российских военных заказов, выдаваемых промышленным предприятиям ВКФ.
К возникновению т. н. торпарского вопроса привело увеличение сельского безземельного населения (28 % в 1870 и 48 % в 1900). Оно было вызвано как абсолютным ростом сельского населения (1,062 млн человек в 1815 и 2,765 млн человек в 1914), так и существовавшими законодательными ограничениями раздела хозяйства между всеми наследниками.
После ряда неурожайных лет и массового голода конца 1860-х гг. началась переориентация финляндского сельского хозяйства с земледелия на животноводство. Хлеб стал составлять до 20 % финляндского импорта, основными поставщиками зерна были Россия и Германия (соответственно 70 и 30% в 1891–1895; 43,2 и 56,8% в 1906–1910). С началом Первой мировой войны практически весь хлеб стал поступать из России, его поставки полностью прекратились весной 1917 г., что вызвало острый продовольственный кризис.
Политика унификации
С 1880-х гг. российское правительство придавало особое значение финляндскому направлению как возможному будущему театру военных действий с Германией (тогда же начальник штаба Петербургского военного округа Н. И. Бобриков, например, отмечал, что безопасность Санкт-Петербурга зависит не только от его военного прикрытия, но и от «устойчивости нашей власти в Финляндии»). Связанные с этим объединительные мероприятия были инициированы в 1889 г. указами императора Александра III о слиянии почтовой системы ВКФ и всей империи (осуществлено в 1890), а также о слиянии их таможенной и финансовой систем (не реализовано из-за противодействия российских промышленных кругов).
Император Николай II продолжил политику ограничения автономии ВКФ. Манифестом от 3(15) февраля 1899 г. он изъял из юрисдикции Сейма и передал в верховные инстанции вопросы, имевшие «общегосударственное значение», при этом их круг не был чётко очерчен. Манифест был воспринят в княжестве как акт, нарушавший финляндское законодательство. Располагавший с 1903 г. чрезвычайными полномочиями генерал-губернатор Н. И. Бобриков предпринял попытки внедрить русский язык в практику административного управления и школьного образования, закрыл полностью или частично ряд периодических изданий и общественных организаций, выслал из Финляндии оппозиционных политических деятелей. Ответом на эти меры стала кампания массового неповиновения центральной власти, получившая новый импульс с началом революции 1905–1907 гг. В ходе всеобщей стачки в княжестве забастовочным комитетом обнародован «Красный манифест» [19 октября (1 ноября) 1905] с требованием отставки финляндского Сената и создания временного правительства, отмены всех мер, нарушавших автономию, проведения реформы выборов в Сейм. Николай II был вынужден 22 октября (4 ноября) 1905 г. подписать манифест «О восстановлении законности», отменявший большинство постановлений, принятых без согласия Сейма. По реформе избирательной системы, осуществлённой с принятием Сеймового устава [утверждён императором 20 июня (3 июля) 1906], Сейм стал однопалатным законодательным органом, избирался на основе всеобщей, равной и тайной подачи голосов. В ВКФ его начали называть парламентом, официально он продолжал именоваться Сеймом.
Но уже с 1908 г. курс на унификацию возобновился: все дела (как правовые, так и административные) министр статс-секретарь стал представлять на рассмотрение императору не напрямую, а после их предварительного обсуждения в Совете министров и после получения заключения соответствующего министра о том, насколько законопроект соответствует российскому законодательству и не затрагивает ли он государственных интересов империи. С 1909 г. в Сенат и другие высшие органы административного управления Финляндии назначались российские чиновники. В 1910 г. Сейму ВКФ предписано избирать в Государственный совет и Государственную думу 2 и 4 членов соответственно, но это требование парламентом было отклонено. Его депутаты демонстрировали неповиновение центральной власти, в 1910 г. приняли решение о невозможности выполнять свои обязанности в условиях постоянных нарушений финляндских законов, выслушивали императорские послания сидя, председатель Сейма П. Э. Свинхувуд, игнорируя запрет императора Николая II, затрагивал в своих выступлениях действия российского правительства. Сопротивление Сейма возобновившемуся объединительному курсу стало причиной его частых роспусков (8 раз в 1908–1917). К 1914 г. центральным правительством разработана всеобъемлющая программа унификации – приведения законодательства, условий государственной и экономической жизни к общероссийским нормам, которая, однако, не была реализована из-за начала Первой мировой войны.
Общественно-политические процессы
В 19 в. в княжестве наблюдался рост финского национального движения. К 1809 г. в административной и судебной системе, университетском и школьном преподавании, культурной и общественной жизни использовался только шведский язык, который имел официальный статус. В то же время в быту на финском языке говорили около 90 % жителей ВКФ, на нём велось богослужение. К середине 19 в. сформировалось движение фенноманов (идеологи – Ю. В. Снельман, И. С. Ирьё-Коскинен и др.), которые стремились заменить шведский язык финским в административной и культурной жизни княжества, развивать финноязычную школьную систему, установить контроль над Сенатом и Сеймом, вытеснив из них шведоязычную бюрократию. Ответная реакция шведоязычной интеллигенции и бюрократии привела к появлению в 1860-х гг. шведоманского движения (лидер А. О. Фрейденталь). Российская власть, заинтересованная в ослаблении прошведских настроений в регионе, поддерживала фенноманов (финский и шведский языки уравнены в правах в 1863, некоторые предметы в университете разрешено преподавать на финском языке, финские школы стали получать государственное финансирование и пр.). В начале 1880-х гг. фенноманский лагерь раскололся на старофиннов во главе с И. С. Ирьё-Коскиненом (получили господствующие позиции в Сенате) и «либеральных фенноманов» во главе с Э. Пальменом (в 1894 создали Младофинскую партию). Тогда же стала формироваться Шведская партия, занимавшая резкие антиправительственные и прошведские позиции. В 1899 г. основана Рабочая партия (с 1903 Социал-демократическая партия Финляндии, лидер – Н. Р. Урсин).
В связи с унификаторским курсом центральной власти в начале 20 в. младофинны объединились в Конституционный блок со Шведской партией (1903), призывая население к пассивному сопротивлению политике генерал-губернатора Н. И. Бобрикова. В 1904 г. создана подпольная Партия активного сопротивления, которая использовала индивидуальный террор и иные методы вооружённой борьбы против самодержавия.
В 1905–1906 гг., после реформы избирательного права и создания однопалатного парламента, приняты программы Финской партии (старофинны, лидер – Ю. Р. Даниельсон-Кальмари) и Младофинской партии (лидеры – К. Ю. Стольберг, П. Э. Свинхувуд). В 1906 г. созданы Союз сельского населения (с 1908 Аграрный союз, лидер – С. Алкио), Шведская народная партия (лидер – В. М. фон Борн), а также Христианский рабочий союз Финляндии. В парламенте (200 мест) преобладали фракции СДПФ (в 1907 – 80, в 1916 – 103 депутата), Финской партии (59 и 33 соответственно), младофинны (26 и 23) и Шведская народная партия (24 и 21).
С началом Первой мировой войны возникло т. н. егерское движение, участники которого осуществляли тайную вербовку и переправку добровольцев в Германию, где из них был сформирован егерский батальон, воевавший против российских войск в Прибалтике. Однако идея независимости Финляндии от России широкого распространения не имела вплоть до 1917 г.
Временное правительство, образованное в Петрограде в результате Февральской революции 1917 г., 7(20) марта отменило все акты, противоречившие основным финляндским законам. В связи с отречением императора Николая II (великого князя Финляндского) возникла правовая коллизия по вопросу о субъекте верховной власти в княжестве. Вопреки мнению Временного правительства об окончательном решении этой проблемы на Учредительном собрании, финляндские парламентарии 5(18) июля 1917 г. приняли Закон о верховной власти, которая передавалась парламенту, однако он сразу же был распущен Временным правительством.
После Октябрьской революции 1917 г. в России 2(15) ноября новый состав финляндского парламента вновь провозгласил себя носителем верховной власти в стране, а 23 ноября (6 декабря) 100 голосами «за» при 88 «против» принял Декларацию о независимости Финляндии в границах 1812 г. Независимость Финляндии признана СНК РСФСР 18(31) декабря 1917 г. и утверждена ВЦИК 22 декабря 1917 г. (4 января 1918).
Генерал-губернаторы ВКФ: барон, граф (с 1809) Г. М. Спренгтпортен (1808–1809), М. Б. Барклай де Толли (1809–1810), барон, граф (с 1812) Ф. Ф. Штейнгель (1810–1823), граф Г. М. Армфельт (исправляющий должность в 1812–1813), граф ВКФ (с 1830) А. А. Закревский (1823–1831), светлейший князь А. С. Меншиков (1831–1855), А. П. Теслев (неоднократно исправляющий должность в 1833–1847), граф Ф. Ф. Берг (1855–1861, исправляющий должность в 1854–1855), барон ВКФ П. И. Рокасовский (1861–1866; неоднократно исправляющий должность в 1848–1854), барон ВКФ И. М. Норденстам (исправляющий должность в 1861, 1864, 1868, 1870, 1872–1873), граф Н. В. Адлерберг (1866–1881), граф Ф. Л. Гейден (1881–1897), С. О. Гончаров (исправляющий должность в 1897–1898), Н. И. Бобриков (1898–1904), князь И. М. Оболенский (1904–1905), Н. Н. Герард (1905–1908), В. А. Бекман (1908–1909), Ф. А. Зейн (1909–1917), М. А. Стахович (март – сентябрь 1917), Н. В. Некрасов (сентябрь – ноябрь 1917).