Москва. Балет и танец
Бале́т и та́нец в Москве́. Первые представления, называемые балетами, актёры-любители из европейской колонии в Москве разыграли при дворе Алексея Михайловича 16(26) февраля и 18(28) мая 1672 г. В 1673 или 1675 г. в Комедийной хоромине подмосковного села Преображенское (ныне в черте Москвы) был представлен «Балет об Орфее» в постановке шведа Н. Лима (предположительно с музыкой Г. Шютца). В 1759 г. итальянский антрепренёр Дж. Б. Локателли открыл в Москве Оперный дом («вольный», т. е. публичный, куда мог прийти любой горожанин, купив билет), на сцене которого в числе прочего шли балеты. В основанном Екатериной II в 1763 г. московском Воспитательном доме функционировали «классы изящных художеств», где значительное внимание уделялось обучению танцам. В 1773 г. на службу в Воспитательный дом был принят итальянский танцмейстер Ф. Беккари, с этого момента отсчитывает свою историю Московская государственная академия хореографии. В 1770-х гг. здесь преподавал Л. Парадиз, из класса которого в 1779 г. вышли первые московские танцовщики: В. М. Балашов, Г. И. Райков, И. Л. Еропкин, А. М. Собакина.
В развитии балета на московской сцене в 19 в. заметную роль сыграли А. П. Глушковский, Ф. Гюллень-Сор, И. Н. Хлюстин. Однако к 1880-м гг. балетная труппа Большого театра, остававшаяся в тени столичного в те годы Мариинского театра, оказалась на грани ликвидации. Преодолению кризиса в начале 20 в. способствовала деятельность хореографа-реформатора А. А. Горского, испытавшего влияние Московского художественного театра и учитывавшего в своих постановках специфику московской балетной труппы, приверженность её артистов драматизированному и характерному танцу. Благодаря Горскому в Москве существенно вырос интерес к классическому балету.
В то же время на волне увлечения «дунканизмом» (после гастролей А. Дункан), ритмической гимнастикой Э. Жак-Далькроза и т. п. в 1910–1920-х гг. в Москве возникли экспериментальные студии Э. И. Рабенек, В. Майя, Л. Н. Алексеевой, И. С. Чернецкой, Н. С. Познякова, В. И. Цветаевой, Н. А. Глан и др. В 1921 г. Дункан открыла собственную школу танцев. В рамках студийного движения работали К. Я. Голейзовский с его Московским камерным балетом, Л. И. Лукин (Свободный балет). Из студии М. М. Мордкина вырос возглавляемый Н. С. Греминой и Н. Н. Рахмановым «Драмбалет». Основанный в 1929 г. Московский художественный балет с 1933 г. временно, а с 1939 г. постоянно входил в состав Музыкального театра имени Вл. И. Немировича-Данченко (с 1941 после слияния с Оперным театром имени К. С. Станиславского – Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). Однако возможность работать в Большом театре хореографы-новаторы получали нечасто. В 1925 г. Голейзовский поставил на сцене филиала балет «Иосиф Прекрасный» С. Н. Василенко. Демократической московской тенденции следовал И. А. Моисеев, под обаянием искусства мюзик-холла, цирка, кино он обогатил элементами акробатики, эстрадного танца, спортивной и бытовой пластикой свои постановки на музыку В. А. Оранского: «Футболист» (1930, совместно с Л. А. Лащилиным) и «Три толстяка» (1935).
В 1930-х гг. на судьбе балета Большого театра сказалась государственная политика, проводимая в отношении Москвы как столицы СССР. Из Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) сюда перевели лучших танцовщиков: М. Т. Семёнову, А. Н. Ермолаева, П. А. Гусева и других артистов, которые заняли ведущие места рядом с москвичами О. В. Лепешинской, А. М. Мессерером, М. М. Габовичем; переносили лучшие постановки, в том числе балеты Б. В. Асафьева – «Пламя Парижа» в хореографии В. И. Вайнонена (1933) и «Бахчисарайский фонтан» в хореографии Р. В. Захарова (1936). Спектакли московских постановщиков постепенно вытеснялись со сцены «главного театра страны», тогда как в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко с успехом работали хореографы Н. С. Холфин (органично сочетавший танцевальность с принципами МХАТа) и В. П. Бурмейстер (возглавлявший труппу до начала 1970-х гг.).
В годы Великой Отечественной войны часть труппы Большого театра была эвакуирована в Куйбышев (ныне Самара), часть давала спектакли в филиале. Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко оставался в Москве и показал несколько премьер, в том числе балет «Лола» Василенко в постановке Бурмейстера (1943). В 1944 г. из Ленинграда в Большой театр перевели Г. С. Уланову и Л. М. Лавровского, в 1946 г. перенесли балет «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева.
Между тем сложившийся в 1930–1940-х гг. жанр хореодрамы (или драмбалет) изжил себя. К началу 1950-х гг. назрела необходимость реформ, которые, начавшись с постановок Ю. Н. Григоровича и И. Д. Бельского в Ленинграде, дошли до Москвы к началу 1960-х гг. В 1964 г. в Большой театр вернулся Голейзовский («Лейли и Меджнун» С. А. Баласаняна), в том же году балетную труппу Большого театра возглавил Григорович, чьи постановки составляли основу репертуара вплоть до середины 1990-х гг. В Москве увеличивалось число независимых от оперно-балетных театров балетных трупп, а также коллективов современного танца: концертный ансамбль «Классический балет» (1977, ныне Государственный академический театр классического балета Н. Касаткиной и В. Василёва), «Русский балет» под руководством В. М. Гордеева (1984), «Русский камерный балет Москва» (1991, ныне «Балет Москва»; в 2022 включён в состав театра «Новая Опера»), Театр балета Кремлёвского Дворца съездов (1990, ныне «Кремлёвский балет»), «Кинетический театр» А. Ю. Пепеляева (1994), «По.В.С.Танцы» («Почти Внутренне-Свободные Танцы», 1997) и др. В 1991 г. Н. В. Огрызков создал джаз-модерн-труппу «Свободный балет» и первую в России профессиональную «Школу современного танца». В 2000–2010-х гг. в Москве ширился интерес к различным формам современного танца. В частности, эти направления танцевального искусства развивал Международный центр танца и перформанса ЦЕХ (2000), который организовывал ежегодные школы и фестивали современного танца, создал первый в России информационный ресурс в Интернете «Каталог театров танца», посвящённый российскому профессиональному сообществу современного танца.
Со 2-й половины 1990-х гг. усилия руководителей Большого театра были направлены на обогащение репертуара мировой балетной классикой, а также на возрождение утраченного московского наследия. Специально для труппы постановки осуществили П. Лакотт («Дочь фараона» Ч. Пуньи, по мотивам спектакля М. И. Петипа, 2000), Р. Пети («Пиковая дама» на музыку П. И. Чайковского, 2001), хореограф Р. Поклитару и режиссёр Д. Доннеллан («Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, 2003). Событиями становились премьеры Т. В. Багановой, Ю. П. Бурлаки, С. Г. Вихарева, Й. Кобборга, С. Леон и П. Лайтфута, Ж.-К. Майо, У. Макгрегора, М. Г. Мессерера, Дж. Ноймайера, Ю. М. Посохова, А. Прельжокажа, А. О. Ратманского, В. В. Самодурова, К. Уилдона и др.
В 2023 г. директором Большого театра назначен продолжающий возглавлять Мариинский театр дирижёр В. А. Гергиев.
В конце 2000-х – 2010-х гг. ведущую роль в расширении интересов в хореографии принял на себя Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (МАМТ). На его сцене состоялись российские дебюты постановок Ф. Аштона, Н. Дуато, И. Килиана, в репертуар вошли постановки Р. Пети, Дж. Роббинса, К. Макмиллана, представив МАМТ российским лидером в знакомстве с традицией западной хореодрамы 20 в. Наряду с классикой репертуар пополнился новейшей современной хореографией О. Нахарина, Ш. Эяль, М. Гёкке и др. Впервые в России были поставлены балеты в хореографии С. Лифаря («Сюита в белом» на музыку Э. Лало, 2017) и Р. Х. Нуреева («Дон Кихот» Л. Минкуса, 2019).
В Москве работают коллективы народного танца: Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева, «Берёзка», Московский государственный академический театр танца «Гжель» и др.
С 1969 г. проводится Московский международный конкурс артистов балета, с 2013 г. – Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов и фестиваль Context. Diana Vishneva. В 1991 г. учреждён и с 1992 г. вручается международный балетный приз Benois de la Danse. С 1994 г. журнал «Балет» ежегодно вручает приз «Душа танца».
Рекомендуемые статьи
Балет в России 19 – начала 20 вв.