Россия. Искусство и культура. Балет: 17–18 вв.
Бале́т в Росси́и 17−18 вв., период зарождения русского балетного искусства.
До недавнего времени первым балетным спектаклем на Руси считалось музыкальное представление «Балет об Орфее», поставленное шведом Н. Лимом в 1673 или 1675 гг. в Комедийной хоромине подмосковного села Преображенское, вотчины Алексея Михайловича (предположительно с музыкой Г. Шютца). В 2016 г. в Москве вышла книга «Придворный театр в России XVII века. Новые источники» двух исследовательниц: К. Дженсен (США) и И. Майер (Швеция). На основании вновь открытых документов из европейских архивов авторы уточняют время первых театральных представлений, называемых «балетами», при русском дворе − 16(26) февраля и 18(28) мая 1672 г. Судя по описаниям, близкое к площадному зрелище напоминало пантомиму, родственную комедии дель арте. Организаторами и исполнителями были «иноземцы».
В эпоху Петра I публичные увеселения (празднества, балы, ассамблеи и пр.) непременно включали танцы, для обучения которым приглашали иноземных мастеров. Среди первых танцмейстеров, обучавших прежде всего придворных и царственных отпрысков: Э. Рамбур, Я. Кокю, Г. Пуфлер.
В царствование Анны Ивановны в 1731 г. при дворе начал постоянно функционировать театр, представленный иностранными артистами: итальянскими труппами комедии дель арте, музыкантами-виртуозами и вокалистами. В комедиях актёры часто танцевали, а в интермедиях присутствовали «балеты» (короткие дивертисменты). В 1733 г. в Санкт-Петербурге появился балетмейстер Ж.-Б. Ланде, поступивший через год танцмейстером в Кадетский корпус. В 1736−1738 гг. его питомцы-кадеты участвовали в балетных сценах, которые давали между актами оперных представлений. В сентябре 1737 г. Ланде подал императрице челобитную, предложив создать танцевальную школу для русских. Танцевальная Её Императорского Величества школа открылась в 1738 г., с этой даты ведёт историю Академия русского балета имени А. Я. Вагановой. В 1742 г. первые выпускники Ланде (Афанасий Топорков, Михаил Литров, Семён Брюхов, Александр Лаптев, Андрей Нестеров, Козьма Орденов, Аксинья Сергеева, Елизавета Борисова, Аграфена Иванова, Аграфена Абрамова, Авдотья Лаврентьева) были заняты в балетных сценах в опере «Милосердие Титово», ставившейся в ходе торжеств по случаю коронации новой императрицы Елизаветы Петровны и впоследствии − в балетных сценах всех оперных спектаклей. Двое из первого состава стали первыми русскими танцмейстерами: А. Нестеров – в Кадетском корпусе, М. Литров – при дворе.
Вскоре после восшествия Елизаветы вернулся в Россию работавший здесь ранее и уехавший в 1738 г. балетмейстер Фоссано (Фузано) с женой-танцовщицей. Ему принадлежат многочисленные балеты, которые показывались в перерывах между действиями пышных торжественных опер. Занимались они с женой и совершенствованием русских балетных кадров рядом с Ланде. В 1746 г. Ланде умер и русские танцовщики остались целиком на их попечении. Фоссано более 20 лет отдал развитию балета в России и покинул её лишь в 1758 г.
В 1757 г. в Санкт-Петербург прибыла труппа Дж. Б. Локателли, имевшая прекрасных танцовщиков и балетмейстеров (А. Сакко и др.), которые вскоре перешли в придворный театр. В 1759 г. Локателли открыл Оперный дом в Москве («вольный», т. е. публичный, куда мог прийти любой горожанин, купив билет), в представлениях которого было много балета.
В 1759 г. в Санкт-Петербург приехал выписанный из Вены балетмейстер Ф. А. К. Гильфердинг, впервые поставивший в России в 1760 г. настоящий балетный сюжетный спектакль «Возвращение весны, или Победа Флоры над Бореем» Й. Штарцера.
Во 2-й половине 18 в. в придворном театре Санкт-Петербурга работали ведущие иностранные балетмейстеры: Г. Анджолини, Дж. Канциани, Ш. Ле Пик, переносившие на русскую сцену достижения европейской хореографии с участием русских балетных артистов. Начала формироваться и особая исполнительская манера русских танцовщиков и танцовщиц. В 1783 г. в Санкт-Петербурге открылся Большой (Каменный) театр, где наряду с иностранными балетмейстерами в 1790-х гг. работал и первый русский хореограф И. И. Вальберх, утвердивший в своих постановках принципы сентиментализма, дававший новый импульс развитию исполнительского мастерства.
В Москве обучать балетным танцам начали в 1773 г. в Воспитательном доме. В 1806 г. создано Московское театральное училище, где одним из главных предметом являлся танец. В конце 18 в. в Москве работали хореографы Ф. Морелли, П. Пинючи, а также Дж. Соломони, перенёсший сюда ряд балетов Ж.-Ж. Новерра и поставивший в 1800 г. под названием «Обманутая старуха» балет «Тщетная предосторожность» в хореографии Ж. Доберваля.