Хёйзинга Йохан
Хёйзинга Йо́хан (Johan Huizinga) (7.12.1872, Гронинген – 1.2.1945, Де-Стег, близ Арнема), нидерландский философ, историк и теоретик культуры, член Нидерландской королевской академии наук (1916). Окончил Гронингенский университет (1895), профессор Гронингенского (1905–1915) и Лейденского (1915–1942, декан исторического факультета в 1927–1931, ректор в 1932–1933) университетов. В 1942 г., во время немецкой оккупации Нидерландов, Хёйзинга – активный противник нацистской идеологии, неоднократно выступал против расизма и антисемитизма, был арестован и помещён в концлагерь заложников, затем, через три месяца, отправлен в ссылку.
В центре внимания Хёйзинги – переломные эпохи в истории европейской культуры (Возрождение, Реформация, Нидерланды в 17 в.), в морфологическом анализе которых, акцентирующем их неповторимые черты, ощутимо влияние О. Шпенглера. Хёйзингу привлекает исследование «исторических жизненных идеалов» (мечта о «золотом веке», буколический идеал возврата к природе, евангельский идеал бедности, рыцарский идеал, идеал возрождeния античности и т. д.). В историческом труде «Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах» («Herfsttij der Middeleeuwen: Studie over levensen gedachtenvormen de veertiende en vijftiende eeuw in Frankrijk en de Nederlanden», 1919, русский перевод 1988) на обширном материале словесных источников (многочисленные цитаты из поэтических произведений, бургундских хроник, мемуаров, латинских религиозных трактатов, сочинений немецких и нидерландских мистиков и др.) воссоздаётся общий характер описываемой эпохи «зрелого» Средневековья, взятой в момент её «надлома» и кризисного разложения.
В центре философии культуры Хёйзинги – понятие игры как изначальной формы культуры, пронизывающей все сферы человеческой жизнедеятельности – ритуальные священнодействия и спортивные состязания, ратное дело и судопроизводство, искусство и философию и т. д. («Человек играющий: Опыт опредeления игрового элемента культуры» – «Homo ludens: Proeve eener bepaling van het spelelement der cultuur», 1938, русский перевод 1992). Игра определяется как свободная деятельность, заключающая свою цель в самой себе, «не связанная с обыденной жизнью» и не обусловленная какими-либо «материальными интересами и доставляемой пользой», протекающая согласно добровольно принятым непреложным правилам и сопровождающаяся напряжением в атмосфере «радостного воодушевления».
Наряду с этими фундаментальными трудами широкую европейскую известность получило его эссе «В тени завтрашнего дня» («In de schaduwen van morgen», 1935, русский перевод 1992), содержащее глубокий анализ кризисных явлений, с которыми связано «чувство упадка и заката нашей цивилизации». К этому примыкает написанный в ссылке очерк «Повреждённый мир» («Geschonden wereld», 1945, в русском переводе – «Затемнённый мир», 2010).
Обращение Хёйзинги к исследованию исторической психологии и повседневной жизни позволяет видеть в нём непосредственного предшественника французской школы «Анналов». Книга «Человек играющий» оказала воздействие в 1950–1960-х гг. на радикальную нонконформистскую мысль Запада (Л. Мамфорд, Г. Маркузе и др.).