Алпатов Михаил Владимирович
Алпа́тов Михаи́л Влади́мирович [27.11(10.12).1902, Москва – 9.5.1986, там же], российский историк искусства, художественный критик, педагог; доктор искусствоведения (1941), действительный член Академии художеств СССР (1954), заслуженный деятель искусств РСФСР (1958). Член-корреспондент Австрийской академии наук (1978).
Сын почётного гражданина (с 1890), купца 2-й гильдии (с 1898) Владимира Ивановича Алпатова (1870–1930) и Ольги Арсеньевны Алпатовой (урождённой Капустиной; 1873 – не ранее 1961). Первый известный предок М. В. Алпатова по линии отца – Василий Степанов (1761–1806), крепостной крестьянин деревни Львово Подольского уезда графа И. И. Воронцова. Его сын Никита Васильевич Алпатов (1787–1843) в 1814 г. был в Бессарабии (вероятно, выполнил задание Ф. В. Ростопчина по сбору информации в приграничных с Османской империей районах), после чего стал московским мещанином и затем купцом 3-й гильдии. Прадед М. В. Алпатова Андрей Никитич Алпатов (1816 – после 1865) стал купцом 1-й гильдии, предпринимателем обойного и клеёнчатого производств. По материнской линии Алпатов – правнук текстильного предпринимателя Александра Егоровича Найдёнова (из семьи Найдёновых). Внучатый племянник Н. А. Найдёнова.
Братья М. В. Алпатова – Владимир Владимирович Алпатов (1898–1979), апиолог, доктор биологических наук, профессор, основатель лаборатории экологии в научно-исследовательском институте зоологии Московского государственного университета (МГУ); Арсений Владимирович Алпатов (1905–1975), кандидат филологических наук (1955), доцент кафедры истории советской литературы филологического факультета МГУ.
Образование
В детстве М. В. Алпатов летние месяцы проводил на даче в Леоново под Москвой, ездил с семьёй в Швейцарию. Учился в Михайловском реальном училище (1910-е гг.), в художественной студии Ф. И. Рерберга (1918–1919), на отделении истории искусств историко-филологического факультета МГУ (1919–1921; среди преподавателей – А. И. Некрасов, В. К. Мальмберг, Н. И. Романов, Б. Р. Виппер, А. Г. Габричевский). Испытал влияние трудов А. В. Бакушинского, Д. В. Айналова, П. П. Муратова. Учил немецкий, французский, английский и итальянский языки. В 1921 г. получил зачёт за кандидатское сочинение «Новгородский панагиар 1436 г. в связи с памятниками русской скульптуры XIV–XV вв.».
Работа
В 1921–1923 гг. работал помощником библиотекаря и заведовал подотделом фотографий и диапозитивов в Музее изящных искусств при Московском университете (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, ГМИИ). С 1923 г. внештатный научный сотрудник Российской академии художественных наук (с 1926 член-корреспондент). С января 1923 г. по декабрь 1930 г. – научный сотрудник Института археологии и искусствознания при факультете общественных наук МГУ (с 1924 при Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук). В 1925 г. защитил в нём кандидатскую диссертацию по истории древнерусской живописи. В 1926–1927 гг. сверхштатный ассистент Этнографо-археологического музея 1-го МГУ. С января 1931 г. по январь 1932 г. штатный научный сотрудник Сектора пространственных искусств Государственной академии искусствознания. В 1934–1939 гг. старший научный сотрудник Всесоюзной Академии архитектуры. В 1945–1951 гг. – старший научный сотрудник Института истории искусств Академии наук СССР (ныне Государственный институт искусствознания).
Член Союза художников СССР (1941). Член Учёных советов Третьяковской галереи, ГМИИ, НИИ теории и истории искусств Академии художеств СССР. Эксперт ЮНЕСКО. Член Комитета по проведению юбилея, посвящённого 500-летию со дня рождения Леонардо да Винчи, 600-летия с условного года рождения Андрея Рублёва.
Автор более 700 книг и статей (в энциклопедиях, сборниках, альбомах, каталогах, журналах, газетах и др.). Многие труды переведены на иностранные языки (немецкий, французский, английский, итальянский, польский, венгерский и др.; всего 16 языков). Ряд текстов учёного не изданы, некоторые опубликованы только на иностранных языках.
Труды по русскому и византийскому искусству
В 1920-х гг. выдвинулся как крупный специалист по культуре Древней Руси и Византии. Вместе с другом Н. И. Бруновым совершил поездки по русским городам (Киев, Чернигов, Владимир, Суздаль, Новгород, Псков, Вологда, Каргополь, Полоцк, Смоленск, Ярославль, Кострома, Ростов и др.), в Турцию (с ноября 1924 по январь 1925; посетили Константинополь, Трапезунд, Никею).
Обобщил свои наблюдения в книгах «Памятники иконописи» (1925, в соавторстве с О. Вульфом) и «История древнерусского искусства» (1927, в соавторстве с Н. И. Бруновым; опубликована в двух томах, 1932), вышедших в Германии на немецком языке. Дружил с В. Н. Лазаревым, с которым написал ряд исследований (в том числе про Владимирскую икону Божией Матери – Ein byzantinisches Tafelwerk aus der Komnenenepoche // Jahrbuch der Preuszischen Kunstsammlungen. 1925. Vol.46. S. 140–155).
С 26 октября 1941 г. по январь 1942 г. находился в эвакуации в Суздале. С 1942 г. подробно исследовал творчество Андрея Рублёва (издания 1943, 1959 и 1972). Учёный стремился выявить своеобразие его индивидуального почерка и значение его творчества в контексте европейского искусства 14–15 вв. В 1960-х гг. выступил консультантом на съёмках кинофильма «Андрей Рублёв» режиссёра А. А. Тарковского (но фильмом остался недоволен).
Разрабатывал тему особенностей русского искусства по отношению к другим национальным школам. В 1942–1943 гг. написал книгу «Русский вклад в искусство» (издана в 1950 в США в переводе на английский язык А. В. Литвиновой). В 1953 г. завершил рукопись монографии о жизни и творчестве А. А. Иванова (издана в двух томах в 1956). Участвовал в работе редколлегий по изданию «Истории русского искусства» (НИИ теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР, т. 1–2, 1957–1960) и др.
За «Этюды по истории русского искусства» (1961; изданы в двух томах в 1967) и книги «Сокровища русского искусства XI–XVI вв.» (1971) и «Андрей Рублёв» (1972) М. В. Алпатов удостоен Государственной премии СССР (1974).
Популяризировал историю искусства, в том числе древнерусского периода, для жителей СССР и других стран в условиях доминирования советских идеологических установок, которое не давало возможности широкого изучения иконографических и религиозно-философских аспектов. Разница методологических направлений, применявшихся М. В. Алпатовым (эстетизированное «интерпретационное») и В. Н. Лазаревым (академическое «атрибуционное»), привела к прекращению их дружбы и разрыву отношений (после острокритической рецензии Лазарева на издание Алпатова «Андрей Рублёв», 1972).
В послевоенные десятилетия учёный также изучал творчество мастеров модерна 1880–1910-х гг. и модернизма 1920–1970-х гг., способствовал их «реабилитации» (работы о П. В. Кузнецове, А. Т. Матвееве, В. А. Фаворском, Р. Р. Фальке, К. С. Мельникове, М. А. Врубеле, П. Пикассо, А. Матиссе и др.).
В 1940-х – 1970-х гг. совершил поездки по СССР (Новгород, Рига; по каналу Москва – Волга через Углич, Рыбинск, Ярославль в Плёс; Владимир, Ленинград; Грузия и Армения, 1953; Новгород и Псков,1959; и др.).
Организовал серию художественных выставок русского и советского искусства за рубежом – в Бельгии (1958), ГДР (1959), Франции («Русское искусство от древнейших времён до наших дней», 1967; выставка скульптур А. С. Голубкиной, В. И. Мухиной и С. Д. Лебедевой в Музее Родена, 1971; «Великие традиции русской деревянной пластики», 1973) и др.
Труды по истории западноевропейского искусства
Занимался вопросами теории, методологии и историографии искусства, историей Древней Греции, развивал теорию античных основ древнерусского искусства, изучал проблему соотношения русского и итальянского искусства 15 в.
С 1924 г. исследовал искусство итальянского Возрождения (творчество Якопо Торрити, Пьеро делла Франческа, Джотто, Боттичелли, Микеланджело и др.) и западноевропейское искусство 15–19 вв. В ноябре 1928 – феврале 1929 гг. совершил командировку в Западную Европу; изучил памятники искусства в Германии (Берлин, Потсдам, Мюнхен, Франкфурт-на-Майне, Дрезден, Вюрцбург), Австрии (Вена), Франции (Париж, Версаль) и Италии (Генуя, Милан, Мантуя, Падуя, Виченца, Венеция, Равенна, Феррара, Перуджа, Ассизи, Ареццо, Сиена, Флоренция, Пиза, Рим, Неаполь, Пестум, Палермо). За монографию «Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто» (1939) учёному присуждена степень доктора искусствоведения (1941). Написал труды о П. Брейгеле Старшем (1933), Н. Пуссене (1935, 1960, 1965), К. Коро (1936, 1984), Ф. Гойе (1953), Рембрандте и др.
Стремился раскрыть имманентный, внутренний смысл произведений по принципам, родственным «структурному методу» Х. Зедльмайра. Самобытным выражением этой методики с пересмотром многих сложившихся концепций и оценок стали «Этюды по истории западноевропейского искусства» (1939; переизданы в 1963; изданы на немецком языке в 1974). При анализе произведений искусства ставил во главу угла их надисторическую (эстетическую) ценность.
В 1939–1942 и 1950-х гг. написал три тома «Всеобщей истории искусств» (изданы в Москве в 1948–1955; четвёртый том о русском искусстве после императора Петра I не завершён и не издан). Вместе с Н. Н. Ростовцевым составил сборник текстов более 60 авторов на различные темы всеобщей истории искусства («Искусство. Книга для чтения по истории живописи, скульптуры, архитектуры», Москва, 1958).
Использовал свои обширные знания и богатый опыт обобщения для выстраивания целостной картины истории искусства. Среди исследований, поднимающих широкий круг тем внутри одной эпохи, – «Художественные проблемы итальянского Возрождения» (1976), «Художественные проблемы искусства Древней Греции» (1987).
В 1950-х – 1970-х гг. совершил поездки за границу – в Польшу (ноябрь 1954, вместе с Н. А. Дмитриевой), Венецию (март – апрель 1956), Швейцарию (1956), Бельгию и Голландию (1957), ФРГ (май 1959), Дрезден (декабрь 1959), Францию (апрель – май 1960), Грецию; Румынию (октябрь 1960), Париж (ноябрь 1961), Италию (март – апрель 1962), Югославию (октябрь – ноябрь 1963); Австрию, Италию, Швейцарию (апрель – июнь 1965); Париж (май 1966), ГДР (сентябрь – октябрь 1966), Париж (октябрь – декабрь 1967), Швейцарию и ФРГ (май 1968), Рим (январь – февраль 1969; вместе с женой искусствоведом С. Т. Алпатовой), ФРГ и Нидерланды (ноябрь 1969), Францию (май 1971 и февраль 1973).
Преподавательская деятельность
С 1925 г. М. В. Алпатов преподавал историю искусства в учебных заведениях Москвы (доцент, с 1941 профессор): в МГУ (с августа 1926 по декабрь 1931, должность приват-доцента; 1942–1946), во Вхутемасе (с сентября 1927 или с 1925 по 1930), Центральном институте театрального искусства (с сентября 1931 по лето 1932, доцент), Московском институте новых языков (с октября 1931 по март 1932, должность нештатного профессора; ныне Московский государственный лингвистический университет), Архитектурно-строительном институте (с февраля 1932 по август 1936, должность профессора; с 1933 Московский архитектурный институт), Хореографическом техникуме Государственного академического Большого театра (с октября 1932 по август 1940), Институте аспирантуры Всесоюзной академии архитектуры (с сентября 1935 по июнь 1939, профессор), Московском институте философии, литературы и истории (с сентября 1938 по лето 1941, в должности профессора), Московском государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина (с 1942), Московском государственном художественном институте (с 1943) и др. Осенью 1943 г. возглавил кафедру истории русского искусства филологического факультета МГУ, но в связи с борьбой с космополитизмом был вынужден покинуть университет. В ноябре 1943 г. возглавил кафедру истории русского искусства (с 1949 кафедру истории искусств) Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова, где выступил инициатором создания факультета теории и истории искусств (постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР подписано 11 сентября 1986). В феврале 1986 г. по собственному желанию освободил пост заведующего кафедрой, но остался профессором; 26 марта уволен в связи с переходом на пенсию; 29 апреля зачислен профессором-консультантом.
Также читал лекции на Курсах изобразительного искусства (ныне Заочный народный университет искусств), в Московском институте повышения квалификации архитекторов Московского отделения Архитектурного фонда Союза советских архитекторов (1936–1942), в Академии общественных наук при ЦК ВКП(б) (2-я половина 1940-х гг., внештатный преподаватель). В марте 1967 г. прочитал курс лекций по русскому искусству в Париже (в Сорбонне), в 1970 г. – лекцию «Югендстиль в России» в Германии (Дортмунд, Дармштадт, Ганновер, Гамбург). Среди учеников – Г. С. Дунаев, И. Е. Данилова.
Другие сферы деятельности
Писал стихи, новеллы, сказки, статьи о творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. И. Тютчева, переводил произведения зарубежных писателей, вёл дневниковые записи, переписку с отечественными (В. А. Фаворский, П. В. Кузнецов, К. К. Чеботарёв, А. Г. Платунов, Д. И. Митрохин, Р. Р. Фальк и др.) и зарубежными (П. Пикассо, М. Шагал) художниками, историками искусства (Э. Панофский, Г. Зедльмайр, А. Шастель, П. Франкастель, Р. Бьянки-Бандинелли и др.), писателями (А. А. Ахматова, Б. Л. Пастернак) и др. Оставил обширный архив (в 1990-х гг. передан в ГМИИ).
Делал зарисовки в блокнотах, рисовал сангиной и пастелью, создавал коллажи, писал пейзажи, натюрморты и портреты (с элементами модернизма, лучизма и др.), в том числе в санатории Союза советских архитекторов в Суханово, где с 1930-х гг. почти ежегодно проводил около одного месяца (хранятся в ГМИИ).
Среди друзей М. В. Алпатова – историки искусства Г. В. Жидков, А. Г. Ромм, Д. Н. Журавлёв, литературный критик Н. Я. Берковский, пианистка М. В. Юдина. Гипсовый бюст учёного в 1980-х гг. создал Л. Л. Берлин (хранится на кафедре теории и истории искусства Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова).
Награждён орденом Ленина (1954) и орденом Трудового Красного Знамени (1972).
Жена – Софья Тобиасовна (Тимофеевна) Алпатова (1906–1996).
Похоронен на Ваганьковском кладбище.
В Отделе личных коллекций ГМИИ воссоздан мемориальный кабинет учёного.