Абеляр Пьер
Абеля́р Пьер (Пётр Абеляр; лат. Petrus Abailardus, Abaelardus; франц. Abélard) (1079, Ле-Пале, близ Нанта – 21.4.1142, аббатство Сен-Марсель, близ Шалон-сюр-Сон, Бургундия), французский философ, теолог, поэт; основоположник концептуализма. Родился в Бретани в рыцарской семье. Отказался от права майората, стал школяром-клириком. Учился у Росцелина в Вансе, у Тьерри (Теодорика) в Шартре, у Гильома из Шампо в Париже, у Ансельма в Лане. После ряда блестящих побед на диспутах основал собственную школу в Мелёне, затем в Корбее и в Париже (на холме Святой Женевьевы, в будущем Латинском квартале). К 1117–1119 гг. относится его знаменитый роман с Элоизой, племянницей каноника Фульбера. Брак с Элоизой имел трагические последствия: желание сохранить брак в тайне, чтобы не повредить своей магистерской карьере, заставило Абеляра временно поместить Элоизу в монастырь, устроив фиктивный постриг, что было истолковано её родными как желание от неё избавиться; они наняли слугу, который оскопил Абеляра. После этого и Абеляр, и Элоиза вынужденно приняли монашеский постриг. Абеляр поступил в монастырь Сен-Дени, где продолжил преподавание (некоторое время находился под арестом в аббатстве Святого Медарда), затем уединился в местечке Ножан-сюр-Сен в Шампани, где построил молельню Параклет, в 1125–1132 гг. был аббатом монастыря Святого Гильдазия Рюисского (Сен-Жильда) в Бретани, наконец, в 1136 г. возобновил занятия философией и теологией в школе на холме Святой Женевьевы. Абеляр был обвинён в ереси поместным собором в Суассоне (1121) за нарушение монашеских обетов, запрещавших преподавать в мирских школах, и преподавание теологии без церковной лицензии и поместным собором в Сансе (1140), признавшим его обвинение Бернардом Клервоским в арианской, пелагианской и несторианской ересях. Папа Иннокентий II подтвердил обвинение. Теологические трактаты Абеляра были сожжены в соборе Святого Петра в Риме. Последние два года жил в аббатстве Клюни под покровительством его настоятеля, Петра Достопочтенного.
Автор латинских любовных стихов, автобиографической прозы «История моих бедствий» («Historia calamitatum mearum», 1132–1136; французский перевод 12 в., издание 1616), писем к Элоизе (1132–1135); психологическая глубина, исповедальные черты, тонкий анализ душевных переживаний в произведениях Абеляра оказали влияние на новоевропейских поэтов и писателей (Ф. Петрарка, Ж.-Ж. Руссо, А. Поуп, Р. Вайян и др.). Среди многочисленных сочинений Абеляра: «Логика», «Диалектика», «О единстве и троичности Бога» («De unitate et trinitate Dei»), «Введение в теологию» («Introductio ad theologiam»), «Теология Высшего блага» («Theologia Summi boni»), «Христианская теология» («Theologia christiana»), «Этика, или Познай самого себя» («Ethica, seu Scito te ipsum»), «Диалог между Философом, Иудеем и Христианином» («Dialogus inter Philosophum, Judaeum et Christianum»).
С именем Абеляра связано оформление схоластического антитетического метода, основанного на идее эквивокации (термин введён Боэцием) – равнозначности, двусмысленности. В произведении «Да и Нет» («Sic et Non»), где через метод цитатного сопоставления были собраны противоречивые высказывания отцов Церкви по поводу одной и той же проблемы, эта идея выражена в различных аспектах: один и тот же термин передаёт разные значения, в частности в силу наличия в языке тропов и фигуральных высказываний, а также вследствие переноса термина из одного вида знания в другой (например, выражение «человек есть», справедливое для естественного знания, несправедливо для теологического, поскольку глагол «есть» полностью применим только к Богу). Утверждение и отрицание оказываются в одном случае (в теологии) противоречиями, в другом (в естествознании) – разными равноправными формами связи слова и вещи.
Выделив теологию и этику как самостоятельные теоретические дисциплины, Абеляр положил начало дисциплинарности знания. В этике он вводит понятие интенции – осознанного умысла поступка. Не считая, в отличие от Августина, волю его инициатором, Абеляр переносит внимание с результата, каким является поступок, на оценку состояния души, что позволяет выявить при внешне одинаковых поступках различные намерения. В силу того, что грех, определяемый через интенцию, искупается благодаря осознанному раскаянию, что предполагает внутреннее вопрошание души, оказывается, что: 1) грешнику не нужен посредник (священник) в общении с Богом; 2) грешниками не являются люди, совершившие «грех» по неведению или в силу неприятия евангельской проповеди (например, палачи Христа); 3) наследуется не первородный грех, а наказание за него.
Логика Абеляра представляет собой теорию речи, поскольку в её обосновании лежит идея высказывания, понятого как концепт – связь вещи и речи о вещи. Концепт есть, по Абеляру, универсалия, поскольку именно речь «схватывает» (конципирует) все возможные смыслы, отбирая необходимое для конкретного представления вещи. В отличие от понятия, концепт связан с общением субъектов речи – говорящим и слушающим и осуществляется в пространстве души с её ритмами, энергией и интонацией. Это предельное выражение субъекта, которое изменяет душу и размышляющего индивида, и слушателя, актуализируя в ответах на его вопросы те или иные смыслы. Концепт синтезирует в себе три способности души и как акт памяти ориентирован в прошлое, как акт воображения – в будущее, а как акт суждения – в настоящее.