Реконкиста
Реконки́ста (исп. Reconquista, от reconquistar – отвоёвывать), процесс возвращения завоёванных мусульманами земель Пиренейского п-ова под власть христиан в 718 (или 722) – 1492 гг. Реконкиста происходила в форме военных действий, миграции населения и хозяйственного освоения территорий; сопровождалась политическим становлением христианских королевств, которые расширяли свою территорию главным образом в южном направлении. Выделяют 4 этапа Реконкисты.
1) 8–10 вв.; складывание центров Реконкисты – на севере Пиренейского п-ова (королевства Астурия, Памплона, графства Кастилия, Арагон, Испанская марка), образование буферной зоны между христианскими и мусульманскими владениями в долине реки Дуэро. Традиция связывает начало Реконкисты с победой христиан под предводительством короля Астурии Пелайо над мусульманами при Ковадонге в 718 (или 722) г.
В последующие годы король Астурии Альфонсо I Католик смог подчинить своей власти Галисию и север современной Португалии. При Альфонсо II владения астурийских правителей расширились к югу и востоку. В 856 г. был завоёван г. Леон, ставший в начале 10 в. столицей Астуро-Леонского королевства. Альфонсо III Великий отвоевал земли до долины реки Эбро на востоке, на юге были взяты Самора (893), Симанкас (889), на западе – Брага (868), Порту (868). С укреплением центральной власти в Аль-Андалусе и созданием Кордовского халифата продвижение христиан на юг замедлилось. В 930-х гг. король Леона Рамиро II успешно отразил вторжения мусульман в христианские земли, в 939 г. нанёс им поражение в битве при Симанкасе. Рамиро II смог отодвинуть границы Леона к югу от реки Дуэро вплоть до реки Тормес.
На северо-востоке Пиренейского п-ова противостояние христиан и мусульман шло при активном участии франкской империи. В начале 780-х гг. сложилась Испанская марка, включавшая часть земель современной Каталонии. В 785 г. войска Карла Великого отвоевали Жерону, в 801 г. Людовик Благочестивый взял Барселону. Правители Памплоны из рода Ариста для противодействия распространению власти франков объединились с мусульманскими правителями Туделы из рода Бану Каси, что позволило им основать самостоятельное королевство Памплона (824) (с 12 в. Наварра). В начале 9 в. возник культ святого Иакова вокруг позднеримского захоронения в Ирии Флавии (ныне Падрон), которое считалось гробницей апостола. Позднее реликвия была перемещена в Сантьяго-де-Компостелу, где сложился общеевропейский паломнический центр. К 12 в. сложилась традиция почитания святого Иакова как покровителя воинов, сражающихся с мусульманами. Возник рассказ о чудесном явлении апостола в битве при Клавихо (844), благодаря которому войско астурийского короля Рамиро I одержало победу. В современной историографии битва при Клавихо считается вымышленным событием.
К 9 в. образовалась обширная зона вдоль реки Дуэро, на которую не распространялась политическая власть ни мусульман, ни христиан. Она получила название «эстремадура» (extremadura, от Extrema Dorii). Число жителей этих земель неизвестно, так же как и соотношение христианского и мусульманского населения. В 9 в. по мере продвижения христиан на юг река Дуэро стала северной границей эстремадуры, а Центральная Кордильера – южной. Освоение правобережной части долины реки Дуэро христианами с севера полуострова долгое время описывалось как колонизационный процесс и заселение запустевших земель. К. Санчес Альборнос и его школа детально исследовали все сведения письменных источников об этих землях. С 1990-х гг. представление о том, что обширные пограничные территории, разделявшие мусульман и христиан, оставались практически незаселёнными, изменилось под влиянием новых данных археологии. В настоящее время присоединение этих земель христианами описывается не столько как заселение, сколько как подчинение власти христианских политических центров.
2) 11–13 вв.; завоевание и освоение христианами земель в междуречье Дуэро и Тахо. В этот период военные действия против мусульман впервые получили санкцию от Римского папы и стали одним из важнейших элементов формирования крестоносного движения. В 1063 г. папа Александр II поддержал военный поход на замок Барбастро, организованный королём Арагона Санчо Рамиресом и графом Уржеля Эрменголем III. По призыву папы, обещавшего отпущение грехов, к походу присоединились рыцари из Бургундии, Нормандии и других областей Франции. В 1064 г. христиане взяли крепость, однако уже в следующем году эмиру Лериды удалось отвоевать её. Барбастро был взят вновь и окончательно в 1100 г. Педро I Арагонским. Папа Григорий VII несколько раз в своих посланиях писал о военных кампаниях против мусульман как о защите Церкви и отпущении грехов тем, кто будет участвовать в них.
В середине – 2-й половине 11 в. наибольших успехов в Реконкисте добилось Леоно-Кастильское королевство. В правление Фернандо I вассалами короля стали эмиры крупнейших тайф – Толедо, Севильи, Сарагосы и Бадахоса. Фернандо I значительно продвинулся в южном направлении и на запад полуострова; были взяты Ламегу (1057), Визеу (1058) и Коимбра (1064). В 1085 г. леоно-кастильский король Альфонсо VI Храбрый присоединил к своим владениям Толедскую тайфу. После отвоевания Толедо в противостоянии с христианами эмиры тайф обратились за помощью к альморавидским правителям Северной Африки, которым удалось приостановить продвижение христиан на юг и вернуть некоторые земли под власть мусульман. В 1086 г. войско Альфонсо VI потерпело поражение в сражении при Заллаке, в 1108 г. – при Уклесе.
В 12 в. в Реконкисту активно включились Каталония и Арагон. В 1115–1116 гг. граф Барселоны Рамон Беренгер III участвовал вместе с коалицией флотов итальянских городов в экспедиции против пиратов Майорки (Мальорки), он также предпринял попытку заселить пришедшую в запустение Таррагону. В 1118 г. король Арагона Альфонсо I Воитель взял Сарагосу, Туделу и Тарасону, в 1124 г. подчинил Борху, в результате под его властью оказалась долина реки Эбро в среднем течении. В 1139 г. король Леона и Кастилии Альфонсо VII Император, воспользовавшись распрями между Альморавидами и Альмохадами, начал активные военные действия на юге. В 1140-х гг. взяты Кория, Хаэн и Кордова (быстро отвоёвана мусульманами). В 1146 г. Альфонсо VII заключил договор с графом Барселоны Рамоном Беренгером IV и королём Наварры Гарсией Рамиресом о совместных действиях по завоеванию г. Альмерия. При поддержке генуэзского флота и французских рыцарей (поход объявлен крестовым папой Евгением III) Альмерия в 1147 г. была взята (в 1157 возвращена под власть мусульман). После смерти Гарсии Рамиреса Альфонсо VII и Рамон Беренгер IV подписали в 1151 г. договор о разделе Наварры, за Рамоном Беренгером IV было признано право на завоевание Валенсии, Дении и Мурсии. В этот период в Реконкисту активно включилось королевство Португалия, получившее признание в 1143 г. В 1230-х гг. португальцы завершили покорение мусульманских территорий в низовьях реки Гвадиана; последний мусульманский оплот на крайнем юге – Фару был взят в 1249 г.
Во 2-й половине 12 в. на Пиренейском п-ове сразу несколько рыцарских братств получили папские буллы и превратились в крупные духовно-рыцарские ордена, сыгравшие значительную роль в Реконкисте, – Калатрава (1158), Сантьяго (1175) и Алькантара (1177). В их формировании ключевую роль сыграли крестоносная идея и влияние цистерцианского ордена, устав которого был принят орденами Калатрава и Алькантара.
3) 1212 г. – 14 в.; завоевание христианами всего Аль-Андалуса, за исключением территории Гранадского эмирата. Период с 1212 г. до 1250-х гг. называют Великой Реконкистой, так как за несколько десятилетий христианским королевствам удалось завоевать бо́льшую часть Пиренейского п-ова. В 1212 г. объединённые силы христианских королевств Кастилии, Арагона, Наварры и Португалии нанесли сокрушительное поражение мусульманской армии под предводительством альмохадского халифа Мухаммада аль-Насира при Лас-Навас-де-Толосе. В последующие годы король Кастилии Фернандо III Святой завоевал важнейшие центры Аль-Андалуса – Баэсу (1227), Убеду (1233), Кордову (1236), Хаэн (1246), Севилью (1248), начал военные действия против Мурсии. Короли Арагона добились наиболее крупных успехов в правление Хайме I Завоевателя. В 1229 г. развернулась кампания по завоеванию Балеарских о-вов; 31 декабря 1229 г. после осады с суши и моря сдалась Пальма-де-Мальорка. Одновременно происходило завоевание Валенсии с 1229 по 1245 гг. Эти территории были включены в состав Арагонской короны в статусе отдельного королевства.
Быстрое продвижение христиан на земли, где большинство местных жителей составляли мусульмане, привело к резкому росту иноконфессионального населения и оформлению его особого социально-правового статуса. Политика Леоно-Кастиальского королевства и Арагона по отношению к подданным-мусульманам (мудехарам) предполагала свободу исповедания веры, право суда по делам, касавшимся мусульман, внутреннее самоуправление общин. В Арагоне мудехары оставались под прямым покровительством короля, в Леоно-Кастильском королевстве они часто оказывались в зависимости от местной сеньориальной власти. Экономические трудности в развитии христианских королевств в 14 в. и политические неурядицы серьёзно препятствовали завершению вытеснения мусульман с земель полуострова (неудачные кампании начала 14 в.). Самыми серьёзными успехами христиан в этот период стали победа в битве при Саладо (1340) и взятие Альхесираса (1342–1344), что привело к устранению угроз из-за моря – от марокканских Меринидов и изоляции Гранадского эмирата – последнего мусульманского государства на полуострове, признавшего свою вассальную зависимость от кастильской короны.
4) Завершение Реконкисты. В 1492 г. в результате т. н. Гранадской войны (1482–1492), которую вели правители объединённого королевства Кастилии и Арагона Изабелла I и Фернандо II против Гранадского эмирата, территория последнего вошла в состав христианских владений.
Непосредственным следствием окончания Реконкисты стала политика испанских королей, направленная на вытеснение иноконфессионального населения. В 1492 г. был подписан указ об изгнании иудеев, в 1609 г. – морисков.