Муратори Лудовико Антонио
Мурато́ри Лудови́ко Анто́нио (Ludovico Antonio Muratori) (21.10.1672, Виньола, близ Модены – 23.1.1750, Модена), итальянский историк, литературовед.
Писал на итальянском языке и латыни. Из семьи крестьянина. Учился в школе иезуитов; окончил университет Коллегии Сан-Карло в Модене (в 1692 – философский факультет, в 1694 – факультет права). Рукоположен в священники в 1695 г.; до 1700 г. жил в Милане, где курировал Библиотеку Амброзиана (см. в статье Пинакотека Амброзиана); в 1700 г. назначен герцогом Ринальдо I д’Эсте (см. в статье Эсте) архивариусом и придворным историком. Настоятель церкви Санта-Мария-делла-Помпоза в Модене (1716–1733). Печатался с 1703 г.
Автор исторических трактатов «Первые наброски итальянской республики словесности» («I primi disegni della repubblica letteraria d’Italia», 1703), «Историки Италии» («Rerum Italicarum Scriptores», vol. 1–28, 1723–1751), «Итальянские средневековые древности» («Antiquitates Italicae Medii Aevi», vol. 1–6, 1738–1743) и прочих. В работах о литературе и искусстве «О совершенной итальянской поэзии» («Della perfetta poesia italiana», 1706), «Размышления о хорошем вкусе в науках и искусствах» («Riflessioni sopra il buon gusto nelle scienze nell’arti», 1707), «Жизнь и стихотворения Ф. Петрарки» («Vita e rime di F. Petrarca», 1711) и других, опираясь на литературное наследие Возрождения, заложил основы итальянского просветительского классицизма и резко осудил противоречащее «хорошему вкусу» искусство барокко. В то же время Муратори – в духе академии «Аркадия» – отвергал ригористический рационализм, ограничивающий поэтическую фантазию. Муратори приписывал литературе утилитарную функцию, считая её не только школой морали, но и фактором социального преобразования и сплочения Италии. В Библиотеке Амброзиана обнаружил латинский перевод списка канонических книг Нового Завета, который опубликовал под названием «Мураториев канон» («Canone muratoriano», 1740).
Среди сочинений Муратори – трактаты «Об общественном счастии» («Della pubblica felicitа̀», 1749), в котором он выступил в поддержку просвещённого абсолютизма; «Об истинном благочестии христиан» («Della regolata divozione de’ cristiani», 1748). Труды по юриспруденции, переписка.