Рыцарство
Ры́царство (от нем. Ritter – рыцарь), привилегированный слой светских феодалов в Западной Европе в эпоху Средневековья. Традиционно рыцарство возводят к дружинам германцев, а иногда – к всадникам эпохи Древнего Рима. В 8 в. во Франкском государстве король жаловал бенефиций дружиннику за несение им военной службы. Воин приносил королю вассальную присягу, признавая его своим сеньором. Формирование рыцарства как элитарного слоя обычно связывают также с изменениями в вооружении. Начиная с 6 в. в Западной Европе постепенно распространение получает стремя, которое, в свою очередь, позволило утяжелить доспех и вооружение рыцаря. Удорожание снаряжения привело к тому, что только обладатели крупных наделов могли приобрести полное снаряжение. Сложное вооружение требовало хорошей физической подготовки и особых навыков обращения, для чего были необходимы постоянные занятия и тренировки.
Во 2-й половине 9 в. во Франции появились рыцарские турниры для поддержания боевых навыков рыцарей и демонстрации индивидуальной доблести и мастерства. Организация турниров и участие в них служили к увеличению индивидуальной славы щедрых сеньоров и умелых бойцов. Многие рыцари делали смыслом жизни погоню за славой победителя турниров, что часто было затратным и рискованным предприятием. Несмотря на копья с безопасными наконечниками и другие способы минимизировать риск гибели на ристалище, на протяжении всего Средневековья рыцари погибали как во время индивидуальных, так и во время групповых поединков. До середины 14 в. Церковь осуждала участников турниров, обвиняя их в стремлении удовлетворить гордыню, рискуя собственными и чужими жизнями. Погибших на турнирах нередко отказывались отпевать и погребать в освящённой земле – как самоубийц. Но постепенно назидания проповедников стали звучать менее категорично: устойчивая мода на турниры просуществовала до Позднего Средневековья.
Система рыцарского воспитания включала в себя не только физические упражнения, но и обучение хорошим манерам и грамоте. Важнейшим компонентом рыцарской культуры стал культ Прекрасной Дамы – поклонение рыцаря избранной им знатной женщине, нередко замужней и занимавшей более высокое социальное положение. Важную роль в куртуазном служении дамам играли турниры: сражаясь «в цветах» своей дамы (прикрепляя к шлему или копью ленты или вуаль избранницы), рыцари совершали подвиги во славу красоты возлюбленных, рассчитывая на их благосклонность. Традиционно большие турниры, организованные сеньорами, сопровождались балами, на которых можно было продемонстрировать куртуазные навыки – галантные манеры, умение танцевать и прочее. С 12 в. в рыцарской среде прочно укореняется представление о том, что истинный рыцарь должен быть не только хорошим воином и верным вассалом, но и обходительным кавалером. Герцог Гильом IX Аквитанский, король Ричард I Львиное Сердце гордились своими поэтическими талантами, создавая моду на демонстрацию творческих способностей.
Рыцарями считались все благородные сеньоры. Однако нетитулованные рыцари часто противопоставлялись аристократии, нередко сближаясь по статусу с её вооружёнными слугами. Хотя статус рыцаря формально никогда не передавался по наследству, рыцари было замкнутым сословием. Во многих регионах (Германия, Франция, Каталония) законы строго запрещали посвящать в рыцари простолюдинов. В 14–16 вв. французские короли, возводя в исключительных случаях неблагородных подданных в рыцарское достоинство, издавали специальные письма об аноблировании. Английские короли, напротив, требовали рыцарской службы от всех свободных держателей земли, приносившей доход в 20 (в Позднем Средневековье – в 40) фунтов в год.
Церемония посвящения в рыцари (акколада) восходит к обычаю германцев торжественно вручать оружие молодому воину, признаваемому с этого момента совершеннолетним. В 791 г. Карл I Великий опоясал мечом своего сына, Людовика Благочестивого, а тот в 838 г. – своего наследника, Карла II Лысого. Со временем церемония приобрела классическую форму. Каждый рыцарь мог посвятить любого благородного человека в рыцарское достоинство. Чаще всего обряды проводились по религиозным праздникам или другим торжественным дням (коронации, празднования побед и прочее), с участием прелатов и приглашением знатных гостей. В эпоху классического Средневековья обряд посвящения предполагал предварительный пост, покаяние в грехах для очищения души и принятие ванны для чистоты тела; молитвы и благословение оружия, нередко с возложением меча на алтарь. Ключевым эпизодом ритуала являлось опоясывание мечом, за которым следовали братский поцелуй посвящающего и пощёчина – как символ единственного удара, который новый рыцарь должен был оставить безответным.
Покровителями рыцарского сословия считались архангел Михаил, святой Георгий, святой Лаврентий. Рыцарский кодекс требовал от воинов быть защитниками Церкви, вдов и сирот, а также соблюдать определённые моральные нормы. Синтез христианских религиозных представлений и нравственных устоев с военизированной реальностью средневековой жизни достиг кульминации в эпоху крестовых походов. Священная война с неверными гарантировала всем участникам отпущение грехов и Царствие Небесное в случае гибели. В ходе 1-го крестового похода в Святой Земле появились духовно-рыцарские ордена (иоанниты, тамплиеры), члены которых были рыцарями, уподобляющими себя монахам, живущими по уставам, сходным с монашескими. По аналогии с ними при дворах западноевропейских государей в 14–15 вв. возникли светские ордена и братства. Старейшие из них: венгерское братство Святого Георгия (1326), английский орден Подвязки (1348), французский орден Звезды (1351), бургундский орден Золотого Руна (1430). В отличие от основанных королями и герцогами орденов, членство в которых определялось монархом-патроном, братства по сути были более «демократическими» организациями, объединяя рыцарей служением общей цели или идеи.
Оставаясь прежде всего воинами, рыцари нередко переносили идею свершения индивидуальных подвигов в плоскость военных действий. Речь идёт не только о турнирах, предварявших большие битвы, турнирах между осаждёнными и осаждающими или между представителями враждующих партий, не только об уважении к достойным противникам после боя, но и о показательных поступках, лишённых практического смысла, лишь свидетельствующих о доблести свершившего их. Так, например, в битве при Креси (1346) слепой король Чехии Иоанн приказал привязать себя к седлу, чтобы возглавить своих воинов в сражении. Победивший в том сражении английский принц Эдуард в память о погибшем короле Иоанне начал использовать его геральдическую эмблему – три страусиных пера с девизом «Я служу» на немецком языке.
В Позднем Средневековье принадлежность к рыцарству стала отождествляться с включением в дворянство; рыцарское звание, но не система идеалов и ценностей, постепенно утратило свою роль. В 16–17 вв. обряды посвящения в рыцари дворян и аристократов носили скорее исключительный характер.