Канторович Эрнст Хартвиг
Канторо́вич Эрнст Ха́ртвиг (Ernst Hartwig Kantorowicz) (3.5.1895, Познань, Германская империя, ныне Польша – 9.9.1963, Принстон, США), немецко-американский историк-медиевист.
Родился в семье еврейского фабриканта. С юных лет придерживался прогерманских, крайне правых политических взглядов; в августе 1914 г. отправился добровольцем немецкой армии на Первую мировую войну. Служил артиллеристом и сотрудником станции радиоперехвата на Западном фронте, военным переводчиком при штабе в Османской империи. Сражался в том числе в ожесточённых боях на Маасе и под Верденом, в 1915 г. награждён Железным крестом второго класса, в 1917 г. – турецкой военной медалью «Железный полумесяц». После войны участвовал в вооружённом подавлении Познанского восстания и выступления «Союза Спартака» в Берлине в январе 1919 г., в ниспровержении Баварской советской республики в апреле-мае 1919 г.
Был студентом Берлинского (1918–1919), Мюнхенского (1919), Гейдельбергского (1919–1921) университетов. В Гейдельберге в т. ч. работал в семинаре выдающегося антиковеда А. фон Домашевского (1856–1927), в 1921 г. защитил диссертацию о мусульманских ремесленных союзах под руководством экономиста и историка Э. Готайна (1853–1923). До 1930 г. оставался в Гейдельбергском университете в качестве приват-доцента.
В Гейдельберге сблизился с поэтом С. Георге, провозвестником идеалов «Тайной Германии» – мистического вневременного сообщества великих немецких героев, творцов и властителей. Стал членом кружка молодых интеллектуалов (нем. «George-Kreis»), которые почитали С. Георге как духовного наставника.
Под влиянием С. Георге в середине 1920-х гг. начал работу над биографией Фридриха II Штауфена. В 1927 г. был опубликован первоначальный вариант книги. Автор представлял Фридриха II в «георгеанском» духе как идеального государя, объединившего в себе образы эсхатологического «последнего императора», покровителя искусств и учёности и героя-крестоносца, освободителя Иерусалима. При этом Э. Канторович подчёркивал, что мистическое величие этой фигуры заключалось в соединении противоположных начал: светской и сакральной власти, язычества и христианства, Запада и Востока, Христа и Антихриста.
Книга быстро снискала популярность у широкого круга немецких интеллектуалов. Однако профессиональные историки упрекали Э. Канторовича за подмену научного знания «мистическими прозрениями» и слишком вольное обращение с материалом; автор намеренно нарушил каноны, принятые для академичных исторических трудов, – в издании отсутствовали ссылки на источники и работы историков, стиль повествования был близок к художественному, текст изобиловал аллюзиями на современные политические реалии. В качестве ответа Э. Канторович в 1931 г. опубликовал дополнительный том сочинения, где представил внушительный справочный аппарат и наглядно продемонстрировал глубокое знание средневековых источников и актуальной историографии по теме.
Благодаря своей книге (несмотря на отсутствие педагогического опыта и защищённого хабилитационного сочинения) в 1930 г. Э. Канторович был приглашён в Университет Франкфурта-на-Майне как внештатный профессор без выплаты постоянного жалования (нем. Honorarprofessor), а в 1932 г. перешёл на должность ординарного профессора средневековой и новой истории. В 1932 г. начал работать над книгой «Interregnum» (лат. «Междуцарствие», впоследствии так и не дописанной) о периоде междуцарствия после смерти Фридриха II, вероятно, подразумевая аналогию с современным «смутным временем» – эпохой Веймарской республики.
С приходом нацистов к власти в 1933 г. Э. Канторович открыто выражал свой протест, восприняв их курс как дискредитацию дорогих ему политических и духовных идеалов. Яркое свидетельство тому – лекция «Тайная Германия», прочитанная учёным 14 ноября 1933 г. Фактически лишённый возможности преподавать в Германии из-за «неарийского происхождения», Э. Канторович в 1934 г. провёл полгода в качестве приглашённого профессора в Оксфорде. По возвращении на родину отказался приносить личную присягу А. Гитлеру, после чего 1 ноября 1934 г. был окончательно отстранён от работы в университете, получив досрочно статус «эмерита» (обычно присваивается в преклонном возрасте, с выходом на почётную пенсию). Далее занимался научными трудами во «внутренней эмиграции» (с отдельными зарубежными поездками), но после «Хрустальной ночи» 9–10 ноября 1938 г., положившей начало массовым репрессиям против евреев, был вынужден поспешно бежать из страны. Мать и двоюродная сестра Э. Канторовича погибли в концлагере Терезиенштадт соответственно в 1943 г. и в 1945 г.
Через Оксфорд Э. Канторович направился в США, с 1939 г. преподавал в Калифорнийском университете в Беркли, первоначально в статусе временно приглашённого лектора, с 1945 г. – как полный профессор. В Беркли Э. Канторович завершил и опубликовал свою вторую книгу «Laudes regiae» (лат. «Королевские лауды»), работа над которой велась в основном в 1934–1940 гг.; монография была подготовлена к печати в 1941 г., однако издана лишь в 1946 г. Труд был посвящён аккламациям – литургическим формулам приветствия и восхваления государя. Автор проследил их развитие на ряде примеров, начиная с эпохи франкской династии Каролингов в 8 в. вплоть до Нового времени. Если в дискуссиях немецких исследователей 1920-х – 1930-х гг. [Э. Петерзон (1890–1960), К. Шмитт (1888–1985)] аккламации рассматривались прежде всего как «жест одобрения» властителя народом, то для Э. Канторовича центральной стала тема «литургизации» власти христианского государя, по мере обмирщения которой «лауды» ушли из политической практики.
В 1949–1950 гг. Э. Канторович стал одним из лидеров движения против требований властями США от университетских преподавателей присяги в «политической благонадёжности» (отсутствии симпатий к коммунистам). Никогда не разделявший левой идеологии, Э. Канторович, тем не менее, отказался принести клятву, оскорблённый посягательством на академические свободы. В августе 1950 г. он вместе с другими преподавателями, отказавшимися от присяги, был уволен из университета, и, хотя в 1952 г. суд признал это решение незаконным, Э. Канторович не пожелал вернуться в Беркли. С 1951 г. до конца жизни являлся сотрудником Института высших исследований в Принстоне, также часто посещал в качестве приглашённого профессора Принстонский университет.
В 1957 г. была издана третья монография Э. Канторовича «Два тела короля», исследование средневековых представлений о разделении «природного» и «политического» тел государя. Взяв за отправную точку юридический казус тюдоровской эпохи, автор исследовал широкий круг правовых, литургических, историографических, художественных литературных памятников и изобразительных источников из разных периодов и регионов. Согласно Э. Канторовичу, концепцию сакральной власти, соединения в правителе божественного и человеческого начал, постепенно сменили модели власти, центрированные на сфере права; идея «политического тела» всё меньше связывалась с конкретной персоной и стала переноситься на целые сообщества. По-видимому, данную работу Э. Канторович воспринимал как итог многолетних штудий, в центре которых на протяжении всей его жизни неизменно оставалась средневековая «политическая теология».
Помимо трёх монографий, творческое наследие Э. Канторовича включает ряд статей, в которых он виртуозно анализировал отдельные сюжеты, связанные со средневековой политической и интеллектуальной историей.
Э. Канторович умер от аневризмы аорты; завещал кремировать тело и развеять прах над Карибским морем на побережье о. Сент-Джон.
С 1970-х – 1980-х гг. монография «Два тела короля» завоевала широкую популярность у европейских интеллектуалов далеко за пределами круга специалистов по средневековой истории, что пробудило новую волну интереса к личности и творчеству историка. На сегодняшний день труды Э. Канторовича переводятся, переиздаются и продолжают вызывать споры по всему миру, он заслуженно признан одним из наиболее влиятельных историков 20 в.