Философы

Философы

Аналитическая философия

Аналитическая философия

Философы XX века

Философы XX века
Мартин Хайдеггер. 1957

Хайдеггер МартинХайдеггер Мартин

Ха́йдеггер Ма́ртин (1889–1976), немецкий философ, один из наиболее влиятельных в 20 столетии. Считал главной задачей философии возобновление пришедшего в забвение вопроса о бытии в его отличии от сущего. Преподавал во Фрайбургском и Марбургском университетах. Главный труд – «Бытие и время» (1927). В своих ранних курсах проектирует «пранауку» о жизни «в себе и для себя», но уже к середине 1920-х гг. у него формируется замысел т. н. фундаментальной онтологии – постижения смысла бытия вообще, исходя из исследования экзистенциальной структуры понимающего его сущего – человеческого Dasein (экзистенциальная аналитика Dasein). После т. н. поворота 1929–1930 гг. Хайдеггер отказывается от построения онтологии и мыслит бытие в его истине как несокрытости «без оглядки на сущее». Главные темы мышления философа в этот период: событие и история бытия, метафизика как прогрессирующее забвение бытия и её преодоление, истина искусства, критика новоевропейской науки и техники, язык как «дом бытия». Оказал значительное влияние на феноменологию, философскую герменевтику, французский экзистенциализм, а также на протестантскую и католическую теологию, психиатрию и психоанализ, литературоведение и др.
Эдмунд Гуссерль

Гуссерль ЭдмундГуссерль Эдмунд

Гу́ссерль Э́дмунд (1859–1938), немецкий философ, основатель феноменологии как философского направления. Преподавал в университетах Галле (1887–1901), Гёттингена (1901–1916) и Фрайбурга (1916–1928). Исходная тема и лейтмотив философии Гуссерля – абсолютные принципы и нормы разума, лежащие в основе научного познания, практики и культуры в целом. Гуссерль подверг критике две основные формы релятивизма – натурализм, для которого всё существующее или просто отождествляется с физической природой, или допускается существование причинно или функционально зависимого от неё психического, и историзм, ставящий под сомнение саму идею объективного познания. Продолжая традицию платонизма, Гуссерль ставит вопрос о сущностном различии между постижением единичных и общих, или идеальных, предметов. Феноменологическое описание этих двух типов постигающего сознания – центральная тема учения Гуссерля о сознании.

Философия в России

Философия в России
Владимир Соловьёв

Соловьёв Владимир СергеевичСоловьёв Владимир Сергеевич

Соловьёв Влади́мир Серге́евич (1853–1900), русский философ, поэт, публицист, литературный критик, основатель религиозно-философского направления в русской философии 2-й половины 19 в. Христианский экуменизм у Соловьёва сочетается с идеей теократии, предполагающей политический союз государства, Церкви и общества. В 1896 г. Соловьёв совершает акт присоединения к Римско-католической церкви, не отрекаясь, однако, от православия. В своей синкретической религиозно-философской системе Соловьёв исходил из единства мистических откровений, оказавших влияние на возникновение философии в Древней Индии и Древней Греции. В учении о теодицее Соловьёв развивает идеи Ф. Баадера и Ф. В. Шеллинга о тёмной основе в Боге, которая в творении обособляется и становится источником зла, проявляющегося в эгоизме и своеволии. Абсолют, по Соловьёву, содержит в себе два полюса, или центра, – апофатическое ничто, положительную мощь, и отрицательную возможность бытия вне Бога, «иное» Бога, или первую материю. Под влиянием раннехристианского гностицизма Соловьёв называет этот принцип Софией, отпадение которой от Бога, возникновение Души мира и последующее постепенное возвращение к Нему и составляют основное содержание исторического процесса, центральным событием которого является воплощение Божественного Логоса в богочеловеке Иисусе Христе. В этике Соловьёв выступал с критикой отвлечённого субъективизма, отстаивая принцип автономии морали, при этом действительность нравственного миропорядка он основывал на существовании сверхчеловеческого безусловного добра в Боге. Поэзия Соловьёва оказала большое влияние на русский символизм. Философия всеединства во многом определила целое направление русской религиозной философии.
Константин Леонтьев. Конец 19 – начало 20 вв.

Леонтьев Константин НиколаевичЛеонтьев Константин Николаевич

Лео́нтьев Константи́н Никола́евич (1831–1891), русский писатель, публицист, политический и религиозный мыслитель. Первое литературное произведение Леонтьева – комедия «Женитьба по любви» (1851) – получило положительный отзыв И. С. Тургенева. В своих философско-исторических взглядах Леонтьев испытал влияние пессимистической философии А. Шопенгауэра и Э. фон Гартмана, органицизма Г. Спенсера. Идее «племенного» единства славян Леонтьев противопоставил идею национальной самобытности русского этноса, охраняемой византийской по своему типу и происхождению государственностью, «племенному национализму» – «национализм политический». Философские и публицистические идеи Леонтьева оказали большое влияние на культуру Серебряного века, зачастую воспринимавшего Леонтьева сквозь призму рецепции имморализма и эстетизма Ф. Ницше. Идеи Леонтьева нашли отражение в концепции евразийства, в социологии П. А. Сорокина, историософии Л. Н. Гумилёва.

Китайская философия

Китайская философия

Чэн И

Чэн И
Чэн И (1033–1107), китайский философ, педагог; один из основоположников неоконфуцианства. Основные сочинения: «И чжуань» («Комментарий к "Канону/Книге перемен"»), «Цзин шо» («Изъяснение канонов»), «Суждения о том, чему Янь-цзы любил учиться» (颜子所好何学论).
Лю Миньшу. Портрет трёх учёных: Чэн Хао, Чэн И и Чжу Си. 13–14 вв.

Мэн-цзы

Мэн-цзы
Мэн-цзы (372/371 или 390/389 – 289 или 305 до н. э.), китайский философ, второй после Конфуция создатель конфуцианства и предтеча неоконфуцианства. Создал одну из восьми конфуцианских школ того периода. Основное сочинение: трактат «Мэн-цзы», построенный по образцу «Лунь юя» Конфуция, но содержащий более сложную систему аргументации, отражающую развитие протологики и нумерологии.
Конфуций и Мэн-цзы. Иллюстрация из книги: Mee A., Hammerton  J., Innes A. Harmsworth History of the World. London, 1907. Vol. 1.

Чжу Си

Чжу Си
Чжу Си (1130–1200), китайский философ, учёный-энциклопедист, литератор, педагог, каллиграф; текстолог, комментатор и систематизатор канонов конфуцианства. Создатель «школы Чэн-Чжу» (вместе с Чэн И и Чэн Хао), или «учения о ли-принципе» (ли-сюэ), сделавший неоконфуцианство ортодоксальной идеологией и культурным стандартом в традиционных обществах Китая, Японии, Кореи и сопредельных стран. Автор около 80 произведений; сохранилось около 2 тыс. его писем. Наиболее полные собрания его сочинений: «Классифицированные речи Учителя Чжу» (朱子语类, 1270), «Собрание письмен Учителя Чжу» (朱子文集, 1532), «Полное собрание произведений Учителя Чжу» (朱子全书, 1714).
Лю Миньшу. Портрет трёх учёных: Чэн Хао, Чэн И и Чжу Си. 13–14 вв.