Фейербах Людвиг
Фе́йербах Лю́двиг (Людвиг Андреас фон Фейербах; Ludwig Andreas von Feuerbach) (28.7.1804, Ландсхут, Бавария – 13.9.1872, Рехенберг, близ Нюрнберга), немецкий философ. Сын юриста А. Фейербаха. В 1823 г. поступил на богословский факультет Гейдельбергского университета, через год, разочаровавшись в богословии, перешёл в Берлинский университет, где в 1824–1826 гг. слушал лекции Г. В. Ф. Гегеля. С 1828 г. приват-доцент Эрлангенского университета, уволен в 1830 г. после опубликования «Мыслей о смерти и бессмертии» («Gedanken über Tod und Unsterblichkeit»), в которых отвергалось личное бессмертие. С 1830 г. вёл уединённую жизнь (в 1836–1859 почти безвыездно в деревне Брукберг, где его жена была совладелицей небольшой фарфоровой фабрики), публикуя свои философские сочинения: «К критике философии Гегеля» (1839, рус. пер. 1923), «Сущность христианства» («Das Wesen des Christenthums», 1841, рус. пер. Лондон, 1861, 1906, 1926) – главный труд, оказавший сильнейшее влияние на его современников, «Предварительные тезисы к реформе философии» («Vorläufige Thesen zur Reform der Philosophie», 1842, рус. пер. 1922), «Основные положения философии будущего» («Grundsätze der Philosophie der Zukunft», 1843, рус. пер. 1923). В период Революции 1848–1849 гг. в Германии Фейербах прочитал в Гейдельбергской ратуше в 1848–1849 гг. «Лекции о сущности религии» («Vorlesungenüber das Wesen der Religion», 1851, рус. пер. 1926).
Первоначальное влияние Гегеля (диссертация «О едином, всеобщем и бесконечном разуме» – «De ratione una, universali, infinita», 1828) постепенно сменилось отходом от гегелевского идеализма к «рациональной теологии» (в русле общей эволюции левого гегельянства) и обоснованием антропологического материализма, предстающего у Фейербаха итогом развития новоевропейской мысли, опирающейся на опытное естествознание. Центральной задачей для Фейербаха становится раскрытие антропологического содержания религии, которая рассматривается как выражение «родовой природы» человека, как результат его самоотчуждения, гипостазирования его сущностных свойств и чаяний в образе потустороннего существа. Источник религии – «сердце» человека, внутренний мир его чувств и переживаний (Gemüt). «Тайна теологии заключается в антропологии», и тезис христанского богословия «Бог есть любовь» означает, что любовь есть «высшая, абсолютная сила и истина» для человека, основа человеческого общежития. «Христос есть любовь человечества к самому себе», «символ, под которым народному сознанию представлялось единство рода» (Фейербах. 1955. Т. 2. С. 79, 307). «Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный универсальный и высший предмет философии», видя в человеке прежде всего целостное чувственное, любящее и страдающее, стремящееся к счастью существо, отличающееся от животных не только разумом, но и всеми своими чувствами (в том числе низшими), носящими неспецифический, универсальный характер. Сущность человека раскрывается только в общении его с другими людьми, в «диалоге между Я и Ты» (Фейербах. 1955. Т. 1. С. 202–203). Во взаимоотношении Я и Ты изначально присущее человеку стремление к счастью (основа эвдемонистической этики Фейербаха) вступает в двустороннее, взаимное стремление к счастью друг друга (своеобразный вариант теории разумного – «участливого» – эгоизма, развиваемый Фейербахом в его работах 1860-х гг.).
Антропологическая концепция Фейербаха оказала сильное воздействие на формирование мировоззрения К. Маркса и Ф. Энгельса, влияние Фейербаха испытали Г. Келлер, Р. Вагнер, посвятивший ему в 1850 г. своё сочинение «Художественное произведение будущего», в России – А. И. Герцен, П. Л. Лавров и особенно Н. Г. Чернышевский. В ряде моментов Фейербах предвосхитил идеи позднейшего экзистенциализма (отношение «Я и Ты» и др.) и диалектической теологии К. Барта.