Арминианство
Арминиа́нство, религиозное течение, сформировавшееся в начале 17 в. в Нидерландах в рамках нидерландской кальвинистской церкви как реакция на ряд крайних догматов кальвинизма; получило название по имени своего основателя Я. Арминия.
Арминий обучался в университетах Лейдена (1576–1582), Базеля и Женевы (1582–1586), где познакомился с учением о предопределении (т. н. супралапсарианизмом, от лат. supra lapsum – до грехопадения), сформулированным Т. Безой, возглавившим после смерти Ж. Кальвина Женевскую академию. В основе этого учения лежало утверждение, что Бог предопределил, кто будет спасён, а кто осуждён, ещё до грехопадения прародителей. В работе «Объявление мнений» (1608) Арминий сформулировал собственный взгляд на Божественное предопределение, заявив, что оно не безусловно и что человек является соучастником своего спасения. Эту точку зрения Арминий отстаивал в дискуссиях со своим коллегой по Лейденскому университету Ф. Гомаром (1563–1641), который впоследствии был избран официальным защитником кальвинистского учения на Дордрехтском синоде.
В 1610 г. последователи Арминия (Гуго Гроций, Симон Епископий и др.) изложили своё учение в т. н. ремонстрации (протесте, от позднелат. remonstro – заявляю, протестую), направленной Генеральным штатам. Ремонстрация содержала 5 основных положений: Божественное предопределение не безусловно, оно зависит от согласия или отказа человека содействовать Богу через веру в Него; Христос был распят за всех людей, а не только за предызбранных ко спасению, поэтому искупительная жертва Христа действенна для всякого человека, уверовавшего в Него; начало спасения в человеке полагает действие благодати Духа Святого, без которой никто не в силах стремиться к добру; действие этой благодати не является непреодолимым, человек по природе своей способен принять или отвергнуть дар спасающей благодати; действие благодати не является окончательным и неизменным – по вере своей человек может принять её, а по грехам своим он может утратить её и лишиться спасения.
Полемика между арминианами (ремонстрантами) и сторонниками строгого кальвинизма (гомаристами) продолжалась несколько лет. Гомаристы, или «контрремонстранты», – противники арминиан во главе с Ф. Гомаром, в «контрремонстрации» (1611) отстаивали догматы ортодоксального кальвинизма. Борьба арминиан и гомаристов отражала противостояние между купеческой олигархией, стремившейся к политическому господству за счёт ослабления власти статхаудера, с одной стороны, и средней и мелкой буржуазией, городскими низами, заинтересованными в централизации государственной власти, – с другой. Гомаристов поддержал статхаудер Мориц Нассауский.
В 1618 г. был созван Дордрехтский (Дортский) синод (1618–1619), на котором последователи Арминия были официально осуждены как еретики. Им был предоставлен выбор – покаяние или изгнание. В Нидерландах преследования арминиан закончились во 2-й половине 1620-х гг.; в 1630 г. в Амстердаме открылась первая арминианская церковь, в 1632 г. – академия. Официальное признание арминианская (ремонстрантская) церковь получила в 1795 г. В начале 21 в. в Нидерландах действует национальная церковь «Братство ремонстрантов» (Remonstrantse Broederschap), насчитывающая около 8000 членов в 46 общинах.