Благодать
Благода́ть (евр. חן или חסד, греч. χάρις, лат. gratia), в христианстве божественная сила (δύναμις), в которой Бог являет себя человеку, а человек с её помощью преодолевает в себе греховное начало.
В Ветхом Завете словом חן характеризуется мудрый человек (Еккл 10:12), основными значениями слова חסד являются «милость», «милосердие». О благодати как о божественной силе говорит апостолам сам Иисус Христос (Деян 1:8). Как сила благодать понимается апостолом Павлом (2 Кор 12:9). Благодать действует на человека подобно свету во тьме (Ин 1:4–5): она просвещает всякого приходящего в мир (Ин 1:9). Под этим воздействием рассеивается греховная тьма, мешающая человеку познать самого себя и постигнуть подлинный смысл жизни. Благодать просвещает прежде всего душу человека, его сердце и его совесть. Освящение благодатью человека стало возможным благодаря совершённому Христом искуплению человеческого рода (Ин 7:39). Поэтому благодать даруется человеку только «во Христе Иисусе» (1 Кор 1:4), а принявшие благодать и имеющие её в себе становятся носителями «Духа Христова» (Рим 8:9), который посылается Богом Отцом и вселяется в их сердца (Гал. 4:6). Совершителем же благодатного освящения человека является Святой Дух.
В православной традиции о природе божественной силы речь идёт в «Ареопагитиках» (О Божественных именах, II, 4–5, 7, 11). Эта сила называется также «энергиями», «Божественной славой», «лучами Божества», «нетварным светом». Она является проявлением божественной природы, поэтому ею обладают все три Лица Святой Троицы независимо от их ипостасных свойств.
В католической традиции благодать разделяется на виды. До недавнего времени признавалось наличие благодати внешней, внутренней, предваряющей, побуждающей, действующей, освящающей, Божией, Христовой и др. В современном Катехизисе (официальном своде учения) католической церкви говорится только о трёх видах благодати: первичной, находящейся у истоков обращения человека; воздействующей (актуальной), представляющей собой Божественное «вмешательство», участие; освящающей, которая является постоянным даром, сверхъестественным расположением, совершенствующим душу, чтобы сделать её способной жить с Богом.
Протестантское учение о благодати отличается многообразием точек зрения. Полемика между М. Лютером и Ф. Меланхтоном и их сторонниками обнаружила разные взгляды на благодать, действующую в различные моменты, а также на усвоение благодати человеком. При этом оба придерживались основных положений учения о благодати Августина. Они признавали полную неспособность к добру природы человека, испорченной грехом (Формула согласия. Конспективное изложение. I, 13–16; Детальное изложение. I, 1–10, особенно 11, 60). Добро в человеке – это исключительно результат действия в нём благодати. Согласно Ж. Кальвину, от нашей воли не может произойти ничего доброго, пока она не будет преображена, а преображённая – она уже не от нас, но от Бога (Наставления в христианской вере. II, 3, 8). Кальвинисты и пуритане в понимании благодати исходили из абсолютного предопределения избранных к спасению. Впоследствии под влиянием идей либеральной теологии наблюдается смягчение этого жёсткого принципа.