Откровение
Открове́ние, 1) в теистических религиях в широком смысле – явление божества, его непосредственное волеизъявление или исходящая от него информация, в узком смысле – Священное Писание.
В монотеистических религиях в Откровении трансцендентный личный Бог прямо или опосредованно (через ангельский мир, пророков, посредством чудесных явлений) открывает себя людям, возвещая свою волю и замысел о мире. Инициатива Откровения в монотеистических религиях всегда исходит от Бога. Откровение рассматривается религиозным сознанием как абсолютный критерий человеческого поведения и познания. Т. н. авраамические религии – иудаизм, христианство, ислам – принято называть также религиями Откровения. Кроме истинного Откровения существует понятие ложных Откровений, выражаемых злыми духами, лжепророками, ложными чудесами. В отличие от лжепророков, истинные пророки характеризуются тем, что к божественному Откровению они ничего не добавляют от себя, не пытаясь вместить его в рамки собственной логики.
Во многих религиях письменная фиксация Откровения признаётся источником вероучения, Священным Писанием (Танах в иудаизме, Авеста в зороастризме, Библия в христианстве, Коран в исламе), которое истолковывается и раскрывается в Предании (Талмуд в иудаизме, святоотеческое наследие в христианстве). В индуизме Откровению как Писанию отчасти соответствует понятие шрути, Преданию – смрити (в Ведах боги, как правило, к людям сами не обращаются, а в классическом индуизме статус богов во многом отличается от личностного Абсолюта).
В Танахе возвещение Бога о самом себе, а также его воли нашло различные выражения, главными из которых являются сами Писания. Основным событием в становлении и жизни еврейского народа является Синайское откровение – дарование Богом Торы народу на горе Синай. При этом чрезвычайно важным считается предполагаемое аутентичное сохранение изначальной письменной формы Откровения (прежде всего Торы). Откровение проявляется также посредством какого-либо чуда, в виде прорицания, знамения. Откровением Бога, его действием в мире предстаёт сама история израильского народа.
Согласно христианским представлениям, Откровение, начатое в Ветхом Завете, завершается в Новом Завете. Высшим и окончательным Откровением Бога в истории являются Боговоплощение, Воскресение Христово, а также грядущее Второе пришествие Христа. Будучи воплотившимся Сыном Божиим, Иисус Христос явил собой тайну Святой Троицы. В христианстве существует также понятие частных Откровений – явления Бога или различных его посланников, сообщения Богом своей воли тем или иным лицам, что, например, выражается в видениях отдельных святых-мистиков.
Ислам осознаёт себя самым новым и, следовательно, высшим Откровением Бога. Различаются пророческое Откровение (вахй, танзил), обращённое к целым народам, и менее значимое Откровение (ильхам), доступное святым (аулия) и мистикам. Согласно мусульманскому вероучению, окончательную форму Откровение приняло в Коране, ниспосланном Аллахом пророку Мухаммеду через ангела Джибрила в голосах, видениях и сновидениях. Шииты верят в продолжение полученного пророком Мухаммедом Откровения через имамов и высших богословов-правоведов – аятолл.
2) В иудаизме и христианстве Откровение – также литературный жанр (апокалиптическая литература), содержащий описание явленных человеку божественного Откровения или видений. Этот жанр возник в 1-м тыс. до н. э. («Апокалипсис Исайи» – Ис 24–27; Книга Еноха) и нашёл своё продолжение в христианской письменности (Откровение Иоанна Богослова, Откровение Варуха, Откровение Петра, Откровение Павла, Откровение Пресвятой Богородицы, «Откровения Божественной любви» Юлианы Нориджской).