Россия. Система законодательства
Систе́ма законода́тельства Росси́йской Федера́ции, совокупность различных видов нормативных правовых актов РФ в их взаимосвязи. Основными элементами данной системы являются Конституция РФ, конституции и уставы субъектов РФ, различные законы и подзаконные акты, нормативные правовые акты местного самоуправления. Взаимосвязь элементов этой системы характеризуется их иерархичностью, а также непротиворечивостью и согласованностью правового регулирования.
Конституция РФ (принята в 1993) играет роль базового элемента системы законодательства РФ, или его ядра. Иногда Конституция РФ рассматривается за рамками системы законодательства РФ на том основании, что именно Конституция РФ учреждает эту систему. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие применяется на всей территории РФ. Она находится вне рамок деления нормативных актов как по уровню их принятия (федеральные, региональные, местные), так и по отраслевой принадлежности. Все остальные нормативные акты, принятые в РФ, должны соответствовать Конституции РФ и презюмируются таковыми, пока иное не будет установлено уполномоченными органами.
Федеративное устройство России определяет порядок сосуществования нормативных правовых актов, принятых органами власти различного уровня. Конституция РФ в ст. 71 закрепляет перечень вопросов, находящихся в исключительном ведении РФ. Законодательным органом федерального уровня в РФ является Федеральное Собрание РФ. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ. По остальным вопросам могут приниматься федеральные законы. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.
В случае коллизии между законами равной юридической силы приоритетными признаются последующий закон и закон, который специально предназначен для регламентации соответствующих правоотношений. Среди таких специальных законов выделяются кодифицированные акты, которые, несмотря на характер их названий (Уголовный кодекс, Трудовой кодекс и т. д.), являются федеральными законами.
В ст. 72 Конституции РФ перечислены вопросы, находящиеся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в пределах исключительного ведения РФ или совместного ведения. В случае возникновения такого противоречия действует федеральный закон.
В соответствии со ст. 73 Конституции РФ вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти, в т. ч. они осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным по вопросу, находящемуся за рамками исключительного ведения РФ и совместного ведения, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.
В отношении нормативных актов субъектов РФ следует сделать оговорку, что конституции республик или уставы иных регионов не являются частью законодательства соответствующего региона, хотя и могут приниматься в форме законов. Особый учредительный характер этих актов предполагает их вычленение из числа прочих региональных нормативных правовых актов.
Подзаконные нормативные акты обладают меньшей юридической силой, чем законодательные акты, и чаще всего принимаются во исполнение положений законов.
Среди подзаконных нормативных актов федерального уровня следует выделить акты Президента РФ, Правительства РФ и акты органов исполнительной власти.
Президент РФ издаёт указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов, распоряжений, поручений Президента РФ издаёт постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению в РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.
Федеральные министерства на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляют правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.
Федеральные службы и федеральные агентства вправе осуществлять правовое регулирование в установленной сфере деятельности лишь в случаях, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.
К подзаконным нормативным актам регионального уровня относятся нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов РФ, высших органов исполнительной власти субъектов РФ и иных органов исполнительной власти субъектов РФ.
Отдельную группу представляют муниципальные нормативно-правовые акты. Эти акты принимаются по вопросам местного значения и являются обязательными для исполнения на территории муниципального образования. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, муниципальные правовые акты могут приниматься на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и/или законами субъектов РФ.
Сложным является вопрос о соотношении международного права и национального законодательства. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы. Правовая система неравнозначна системе законодательства. Только в отношении международных договоров РФ можно сказать, что они становятся частью системы законодательства РФ после прохождения процедуры ратификации. Ратификация международных договоров РФ осуществляется в форме федерального закона. Если таким международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В заключение необходимо отметить территориальный принцип действия всех перечисленных нормативных правовых актов. Акты федерального уровня действуют на всей территории РФ. Региональные акты действуют только на территории того субъекта РФ, органами власти которого они были приняты. Муниципальные нормативные правовые акты действуют на территории соответствующего муниципального образования.