Административно-правовой режим
Администрати́вно-правово́й режи́м, особый порядок деятельности органов государственного управления, граждан и организаций, регламентированный нормами административного права, направленный на предупреждение правонарушений и предотвращение угроз безопасности личности, общества и государства, обеспеченный применением мер административного принуждения.
В правовой науке отсутствует единство мнений относительно определения категории «административно-правовой режим». В широком смысле административно-правовой режим понимается как режим деятельности всех органов государственного управления по реализации их правомочий; вид регулирования, в рамках которого создаётся комбинация юридических, организационных и иных средств для обеспечения того или иного государственного состояния.
В узком смысле административно-правовой режим представляется в качестве особого порядка государственного управления, применяемого в отдельных ситуациях, связанных с обеспечением общественной безопасности и общественного порядка; урегулированного правовыми средствами комплекса управленческих мер и мероприятий по обеспечению национальной безопасности.
Нормами административного права регламентирован порядок деятельности органов государственной власти в ситуациях, требующих принятия мер для обеспечения безопасности личности, общества и государства. При этом на субъектов общественных отношений в сфере государственного управления возлагаются дополнительные обязанности, допускаются определённые ограничения установленных законами прав. Ограничения прав граждан и юридических лиц зависят от сущности каждого конкретного административно-правового режима и включают в себя, например, проверку документов, введение пропускного режима, досмотр вещей, запрет пребывания граждан на определённых территориях без специального разрешения, реквизицию имущества, приостановление деятельности организаций, мобилизацию и иные меры. Соблюдение правил поведения в рамках действия административно-правовых режимов обеспечивается компетентными органами государственного управления.
Виды административно-правовых режимов могут быть различными в зависимости от целей их применения. К их числу относятся режимы, определяющие порядок проживания на определённых территориях: режим чрезвычайного положения, режим военного положения, режим контртеррористической операции, режим чрезвычайной ситуации, режим повышенной готовности, режим закрытого административно-территориального образования. К административно-правовым режимам также относится порядок осуществления деятельности, способной нанести ущерб безопасности личности, общества и государства при её ненадлежащей правовой регламентации, – режим государственной тайны, режим оборота оружия, режим въезда в страну и выезда из страны, режим регистрационного учёта граждан, режим проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, режим лицензирования определённых видов деятельности и иные режимы.
Основания введения административно-правовых режимов зависят как от природных, так и от сугубо социальных факторов. Однако многообразие таких факторов не позволяет законодательно установить конструкцию какого-либо единого административно-правового режима, регламентируемого специальным нормативным актом.
Основания, цели и порядок введения административно-правовых режимов базируются на значительном количестве нормативных правовых актов. Национальное законодательство различных государств должно основываться на положениях международных правовых актов. Так, Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) определяет общие принципы введения режима чрезвычайного положения и устанавливает недопустимость применения таких мер, которые несовместимы с обязательствами по международному праву и влекут дискриминацию по принципу расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения. Данный акт также гласит, что основаниями введения чрезвычайного положения являются обстоятельства, при которых «жизнь нации находится под угрозой» (ст. 4). О наличии режима официально объявляется.
Основной закон Федеративной Республики Германия (Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland) 1949 г. регламентирует «состояние обороны», которое применяется в случае, если ФРГ подверглась вооружённой агрессии или ей непосредственно угрожает такая агрессия. Аналогичный административно-правовой режим в РФ носит наименование «военного положения». Закон Германии о чрезвычайных ситуациях (Notstandsgesetze) 1968 г. определяет полномочия федерального правительства в рамках стихийных бедствий и массовых беспорядков. Действует Закон о противодействии терроризму (Gesetz zur Bekampfung des Terrotismus) 1986 г., который определяет понятие террористической деятельности и регламентирует меры борьбы с ней.
В Соединённых Штатах Америки действует Закон об оказании экстренной помощи пострадавшим от стихийных бедствий (Закон Стаффорда, Stafford Disaster Relief and Emergency Assistance Act), принятый в 1988 г. и обеспечивающий согласованный порядок действий федеральных органов государственной власти, органов власти штатов и местных органов при возникновении режима чрезвычайной ситуации. Закон о национальной безопасности (National Security Act) 1947 г. регламентирует вопросы объявления режима военного положения, а также борьбы с международным терроризмом. Закон о восстании (The Insurrection Act) 1807 г. предоставляет президенту полномочия использовать вооружённые силы внутри страны в обстоятельствах массовых беспорядков.
В РФ применение административно-правовых режимов определяется Конституцией РФ (1993), Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении», Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Законом РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», а также иными законами и подзаконными актами федеральных органов государственной власти (Президента РФ, Правительства РФ) и нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (2001) (КоАП РФ) определяет основные составы административных правонарушений, связанных с нарушением административно-правовых режимов юридическими и физическими лицами, и устанавливает меры административной ответственности.
Не все административно-правовые режимы устанавливаются компетентными федеральными органами государственной власти. Так, режимы чрезвычайной ситуации и повышенной готовности в РФ вводятся муниципальными нормативными правовыми актами и основываются как на федеральном нормативном регулировании, так и на законах и иных нормативных правовых актах субъектов Федерации.
К принципам административно-правовых режимов относятся законность и минимизация ограничений прав и свобод граждан. Такие ограничения должны применяться лишь в случае, если невозможно обеспечить общественный порядок и общественную безопасность иными средствами. Положения Конституции РФ гарантируют, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).
Несмотря на многообразие административно-правовых режимов, им присуща общая черта – регламентация нормами административного права, т. е. они реализуются в рамках отношений органов государственного управления между собой и в рамках отношений органов государственного управления с невластными субъектами. При этом органы государственного управления осуществляют контроль за соблюдением нормативно установленного порядка осуществления административно-правового режима. При его несоблюдении применяются меры административной ответственности, а в случаях, определённых законом, – уголовная ответственность. Также соблюдение административно-правовых режимов обеспечивается применением мер административного принуждения (контрольно-предупредительных мер); мер, применяемых в силу государственной необходимости и мер административного пресечения.
Различия административно-правовых режимов заключаются в их целевой характеристике, содержании общественных отношений, находящихся под воздействием конкретного административно-правового режима, специфике прав, обязанностей и ответственности лиц, на которых возложена обязанность по соблюдению административно-правового режима, а также мерах административного принуждения, обеспечивающих его соблюдение.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, распространение заболеваний, опасных для окружающих, показывают необходимость активизации работы компетентных государственных органов по эффективной реализации и своевременному введению административно-правовых режимов для обеспечения безопасности личности, общества и государства. При этом существует необходимость в соответствующем правовом регулировании административно-правовых режимов, совершенствовании нормативных правовых актов. Также требуются внедрение современных технологий в сфере прогнозирования чрезвычайных ситуаций, правовое обеспечение гражданской обороны, более подробная регламентация порядка обеспечения отдельных административно-правовых режимов.