Франция. Театральное искусство
Театра́льное иску́сство Фра́нции. Традиция средневекового театра Франции восходит к искусству бродячих актёров (жонглёров, вагантов, трубадуров), в 10–13 вв. связана с появлением литургической драмы и миракля. Спектакли ставили пюи – объединения горожан для совместного музицирования и поэтических состязаний; культурным центром был Аррас. Зарождение светского театра связано с представлениями по произведениям Адама де ла Аля «Игра в беседке», «Игра о Робене и Марион» (13 в.).
Профессионализация театра началась на волне широкой популярности мистерии, а также моралите («Разумный и неразумный», 1439) и фарса («Мальчик и слепой», около 1277; «Адвокат Патлен», 1460-е гг.; «Новый Патлен», 1474; «Завещание Патлена», 1480-е гг.). На рубеже 15–16 вв. появился жанр соти, позднее сблизившийся с политической сатирой П. Гренгора. В крупных городах возникали полупрофессиональные театральные союзы и братства: «Орден Дураков» (1381, Клеве), «Братство страстей господних» (основано в конце 14 в., королевский «патент» с 1402, Париж). Последнее с 1548 г. арендовало помещение «Бургундского отеля» (труппа под названием «Королевские актёры»; с 17 в. первый профессиональный стационарный театр Франции).
В 1634 г. А. Ж. дю Плесси де Ришельё основал Французскую академию (официально открыта в 1635), в которой сформировались драматургические принципы классицизма. Канон классицистического спектакля сложился в трагикомедии «Сид» П. Корнеля в парижском театре «Маре» (1637). Позднее трагедии Ж. Расина в эстетике классицизма ставились в театре «Бургундский отель» с участием М. Шанмеле; в амплуа трагического героя выступал актёр Флоридор, позднее Монфлёри. Со 2-й половины 1640-х гг. Мольер стал руководителем профессиональной труппы, предложив новую манеру игры. Получив покровительство Людовика XIV, с 1661 г. мольеровская труппа начала давать спектакли в «Пале-Рояль». Объединение лучших актёров конкурирующих трупп театров «Пале-Рояль» и «Бургундский отель» привело к созданию (после смерти Мольера) в 1680 г. первого государственного «Театра Франсе» («Комеди Франсез», до конца 18 в. получил монополию на театральные представления в Париже).
Вопросы театрального классицизма освещаются в стихотворном трактате Н. Буало «Поэтическое искусство» (1674). Ко 2-й половине 17 в. французский классицизм стал определяющим художественным направлением для большинства стран Европы. Осмыслением основ актёрского существования с точки зрения философии эпохи Просвещения стал труд «Парадокс об актёре» Д. Дидро (1773–1778, издан в 1830). Среди актёров: М. Барон, А. Лекуврёр, Клерон, Дюмениль, А.-Л. Лекен. Среди драматургов: Ж.-Ф. Реньяр, А.-Р. Лесаж, П. де Мариво, Вольтер, П.-О. де Бомарше.
В 1791 г. принят Декрет о свободе театров (отмена монополии). С начала 19 в. сохранялось деление театров на привилегированные, получавшие государственную поддержку («Комеди Франсез», Парижская опера и др.), и «бульварные» (частные, в том числе «Порт-Сен-Мартен», «Амбигю-Комик», «Гёте», на сценах которых прославились П. Бокаж, М. Дорваль, Фредерик-Леметр; см. «Театры бульваров»). В 1-й половине 19 в. академическая исполнительская традиция обогатилась романтическими влияниями, что проявилось в творчестве Ф.-Ж. Тальма, Марс, М.-Ж. Жорж, Рашель, Ж. Муне-Сюлли, С. Бернар, Б. К. Коклена. Становление драматургии романтизма связано с творчеством В. Гюго, П. Мериме, А. Дюма-отца, А. де Виньи, А. де Мюссе. Драматурги середины 19 в.: Э. Скриб, Э. Ожье, А. Дюма-сын, В. Сарду. Натурализм оформился в творчестве Э. Золя, неоромантические тенденции – в пьесах Э. Ростана.
Во 2-й половине 19 в. на студийных сценах зародился режиссёрский театр (основоположник французской режиссуры А. Антуан основал в Париже «Свободный театр» – первый некоммерческий театр, положивший начало движению «свободных театров» в Европе). Началась эпоха театрального экспериментаторства. В эстетике символизма в Париже работали П. Фор в созданном им «Театр д’Ар» («Художественном театре»), О.-М. Люнье-По в театре «Эвр» («Творчество»). В 20 в. Франция вступила с репертуарным театром нового типа – «Старая голубятня» Ж. Копо (современная и классическая драматургия), во многом определившим дальнейший путь развития французского сценического искусства. В противовес активной коммерциализации и буржуазному развлекательному театру в 1927 г. создан «Картель» («Картель четырёх») – Ш. Дюллен, Л. Жуве, Г. Бати, Ж. Питоев, в середине 1930-х гг. режиссёры «Картеля» (кроме Питоева) сотрудничали с «Комеди Франсез».
На фоне этого новаторского объединения разных театров формировались идеи А. Арто. Возникновение авангардных форм театра в 1920-х гг. (см. Дадаизм, Сюрреализм) оказало мощное воздействие на его теорию «театра жестокости» (манифест «Театр жестокости», 1932) и определило поиски европейских режиссёров 2-й половины 20 в. К ярчайшим проявлениям театрального авангардизма принадлежит деятельность Ж. Кокто. Среди драматургов 1-й половины 20 в.: П. Клодель, Г. Аполлинер, Жюль Ромен, А. Салакру. В середине 1930-х гг. возникли интеллектуальная драма (Ж. Жироду, Ж. Ануй) и драма экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, А. Камю).
После 2-й мировой войны в результате деятельности Ж. Вилара основан Авиньонский фестиваль (в бывшем папском дворце в 1947; дал импульс мировому фестивальному движению). Под его руководством продолжал действовать Национальный народный театр («Театр Насьональ Попюлер», основан в 1920 Ф. Жемье, под руководством Вилара в 1951–1963), занимавший ведущие позиции в театральном искусстве Франции (ориентированный на привлечение массового зрителя, положил начало движению децентрализации – созданию новых драматических центров, демократизации и развитию театральной жизни в регионах и т. д.).
Большой вклад в развитие французского театрального искусства внёс Ж.-Л. Барро (в 1946 совместно с М. Рено основал собственную труппу, гастролировал по всему миру), в спектаклях которого взаимодействовали традиция и авангардные решения. В 1950-х гг. формировался театр абсурда (постановки Р. Блена по пьесам А. Адамова, С. Беккета, Ж. Жене, С. Мрожека и др.).
Майский кризис и Всеобщая забастовка 1968 г. во Франции определили ход развития сценического искусства 2-й половины 20 в. (децентрализация театров, обращение к паратеатральным и пратеатральным формам, отход от традиционной драматургии к инсценировкам и созданию самостоятельных «режиссёрских» текстов спектакля и т. п.). Среди деятелей театра: Р. Планшон, М. Марешаль (в 1957 организовал любительскую труппу «Комедьен дю Котюрн» в Лионе, в 1995–2000 возглавлял театр «Рон-Пуэн» в Париже), П. Шеро, А. Витез, Х. Лавелли (Национальный театр «Коллин», Париж), Ж. Савари (Национальный театр «Шайо», Париж), А. Гатти (работал в театрах Парижа, Берлина, Монреаля, Тулузы и др.).
В поиски форм пратеатра были вовлечены актёры многих стран (спектакль и фильм «Махабхарата» в постановке П. Брука в 1985 – своеобразный итог деятельности Международного центра театральных исследований в Париже, основан в 1970; здесь же в 1974–2010 Брук руководил созданным им театром «Буфф дю Нор»).
Значительным эстетическим открытиям на рубеже 20–21 вв. способствовала международная деятельность А. Мнушкиной.
В 1990 г. по инициативе министра культуры Ж. Ланга и Дж. Стрелера создана международная ассоциация «Союз театров Европы» (Нантер). Высшая театральная награда Франции – премия «Мольер». Среди режиссёров 2-й половины 20 – начала 21 вв.: Ж.-П. Венсан, П. Кербрат, Д. Подалидес, О. Пи, К. Режи, Ж. Помра, К. Рок (характерной чертой многих из них является профессиональный «универсализм» – значительный актёрский, писательский, кинорежиссёрский опыт, оперные, балетные постановки). Среди драматургов: Б.-М. Кольтес, Ж. Одиберти, Н. Саррот, Р. Пенже, Р. Дюбийар, Ж. Данан.
В Париже с 1972 г. ежегодно проводится международный «Осенний фестиваль» современного искусства (театра, танца и др.), с 1990 г. – фестиваль музыки, танца, театра и кино «Парижское лето» (Festival Paris l'été). Театральные фестивали проходят в Марселе, Бордо и многих других городах.