Актёры

Тальма Франсуа-Жозеф

Тальма́ Франсуа́-Жозе́ф (François-Joseph Talma) [15 (по другим дан­ным, 16).1.1763, Па­риж – 19.10.1826, там же], французский ак­тёр.

Сын дан­ти­ста. Де­бю­ти­ро­вав на сце­не  в 1787 г. в ро­ли Сеи­да («Ма­го­мед» ), зая­вил о се­бе как о про­дол­жа­те­ле тра­ди­ций . В твор­че­ст­ве Тальма от­ра­зи­лись глу­бо­чай­шие со­ци­аль­ные и ху­дожественные пе­ре­ме­ны эпо­хи  и . Ак­тёр чут­ко вос­при­нял идеи , под влия­ни­ем ко­то­ро­го ис­поль­зо­вал на сце­не ис­то­рические и эт­но­гра­фические кос­тю­мы, порт­рет­ные гри­мы. Скан­дал на спек­так­ле «Брут» Воль­те­ра, ко­гда Тальма в ро­ли Про­ку­ла вы­шел на сце­ну в те­лес­ном три­ко и ан­тич­ной ту­ни­ке вме­сто сти­ли­зо­ван­но­го при­двор­но­го кос­тю­ма, обо­зна­чил раз­рыв ме­ж­ду тра­диционным ус­лов­ным сти­лем те­ат­ра и но­ва­тор­ски­ми уст­рем­ле­ния­ми ак­тё­ра. Боль­шое вни­ма­ние уде­лял ис­то­рической обу­слов­лен­но­сти ха­рак­те­ра пер­со­на­жа, влияю­щей на пси­хо­ло­гический тип лич­но­сти. Про­сла­вил­ся ро­лью в од­но­имённой тра­ге­дии М.-Ж. Ше­нье в 1789 г., соз­дав пси­хо­ло­ги­че­ски прав­ди­вый и слож­ный об­раз, ко­то­рый за­став­лял со­вре­мен­ни­ков за­ду­мать­ся о ро­ли ко­ро­ля в ис­то­рии. Этот спек­такль рас­ко­лол труп­пу Те­ат­ра На­ции (так по­сле ре­во­лю­ции стал на­зы­вать­ся те­атр «Ко­ме­ди Фран­сез») на «чёр­ную эс­кад­ру» сто­рон­ни­ков мо­нар­хии и «крас­ную эс­кад­ру», ко­то­рая во гла­ве с Тальма уш­ла в по­ме­ще­ние на улице Ри­ше­льё и соз­да­ла Те­атр Рес­пуб­ли­ки. На­блю­дая близ­ко три­бу­нов ре­во­лю­ции (дру­жил с и ), Тальма ужас­нул­ся ре­во­люционному тер­ро­ру и чу­дом из­бе­жал гиль­о­ти­ны в 1793 г., про­хо­дя по де­лу де­пу­та­тов-жи­рон­ди­стов. В 1799 г. вер­нул­ся во вновь объ­е­ди­нив­шую­ся труп­пу «Ко­ме­ди Фран­сез», вы­сту­пив в ро­ли Род­ри­го («Сид» ). Главное ме­сто в ре­пер­туа­ре за­ня­ли , , в од­но­имённых тра­ге­ди­ях (в пе­ре­дел­ке Ж.-Ф. Дю­си), в ко­то­рых он вы­сту­пил пер­вым сре­ди французских ак­тё­ров. Сре­ди других ро­лей: Орест («Ан­дро­ма­ха» ), Ман­лий («Ман­лий Ка­пи­то­лий­ский» А. Ла­фо­са). В пе­ри­од  га­ст­ро­ли­ро­вал в Ве­ли­ко­бри­та­нии, Бель­гии, Гол­лан­дии; Лю­до­вик XVIII на­зна­чил ему ог­ром­ную еже­год­ную пен­сию, и Тальма вер­нул­ся в Па­риж. В ро­лях Эди­па, Сул­лы в од­но­имённых тра­ге­ди­ях Эть­ен­а де Жуи про­яви­лись чер­ты ро­ман­тиз­ма. Для Тальма мо­ло­дой на­пи­сал пье­су «Кром­вель», пре­ди­сло­вие к ко­то­рой ста­ло ма­ни­фе­стом во французском те­ат­ре, но ак­тёр умер, не ус­пев сыг­рать в ней.

В по­след­ние го­ды жиз­ни за­ни­мал­ся те­ат­раль­ной пе­да­го­ги­кой. Ему при­над­ле­жат тео­ре­тические тру­ды об искусстве ак­тё­ра.

  • Французские актёры 19 века
  • Театр романтизма