Тальма Франсуа-Жозеф
Тальма́ Франсуа́-Жозе́ф (François-Joseph Talma) [15 (по другим данным, 16).1.1763, Париж – 19.10.1826, там же], французский актёр.
Сын дантиста. Дебютировав на сцене «Комеди Франсез» в 1787 г. в роли Сеида («Магомед» Вольтера), заявил о себе как о продолжателе традиций А.-Л. Лекена. В творчестве Тальма отразились глубочайшие социальные и художественные перемены эпохи Великой французской революции и наполеоновских войн. Актёр чутко воспринял идеи Ж.-Л. Давида, под влиянием которого использовал на сцене исторические и этнографические костюмы, портретные гримы. Скандал на спектакле «Брут» Вольтера, когда Тальма в роли Прокула вышел на сцену в телесном трико и античной тунике вместо стилизованного придворного костюма, обозначил разрыв между традиционным условным стилем театра и новаторскими устремлениями актёра. Большое внимание уделял исторической обусловленности характера персонажа, влияющей на психологический тип личности. Прославился ролью Карла IX в одноимённой трагедии М.-Ж. Шенье в 1789 г., создав психологически правдивый и сложный образ, который заставлял современников задуматься о роли короля в истории. Этот спектакль расколол труппу Театра Нации (так после революции стал называться театр «Комеди Франсез») на «чёрную эскадру» сторонников монархии и «красную эскадру», которая во главе с Тальма ушла в помещение на улице Ришельё и создала Театр Республики. Наблюдая близко трибунов революции (дружил с Маратом и Наполеоном Бонапартом), Тальма ужаснулся революционному террору и чудом избежал гильотины в 1793 г., проходя по делу депутатов-жирондистов. В 1799 г. вернулся во вновь объединившуюся труппу «Комеди Франсез», выступив в роли Родриго («Сид» П. Корнеля). Главное место в репертуаре заняли Отелло, Макбет, Гамлет в одноимённых трагедиях У. Шекспира (в переделке Ж.-Ф. Дюси), в которых он выступил первым среди французских актёров. Среди других ролей: Орест («Андромаха» Ж.-Б. Расина), Манлий («Манлий Капитолийский» А. Лафоса). В период «Реставрации» гастролировал в Великобритании, Бельгии, Голландии; Людовик XVIII назначил ему огромную ежегодную пенсию, и Тальма вернулся в Париж. В ролях Эдипа, Суллы в одноимённых трагедиях Этьена де Жуи проявились черты романтизма. Для Тальма молодой В. Гюго написал пьесу «Кромвель», предисловие к которой стало манифестом романтизма во французском театре, но актёр умер, не успев сыграть в ней.
В последние годы жизни занимался театральной педагогикой. Ему принадлежат теоретические труды об искусстве актёра.