#Театральные режиссёры ФранцииТеатральные режиссёры ФранцииИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегТеатральные режиссёры ФранцииТеатральные режиссёры ФранцииНайденo 10 статейАктёрыАктёры Жемье ФирменЖемье́ Фирме́н (1869–1933), французский актёр, режиссёр, театральный деятель. С 1892 г. актёр и помощник режиссёра в «Свободном театре». В 1906–1921 гг. директор, актёр, художник и один из пайщиков «Театра Антуана». В 1906–1917 гг. поставил 73 пьесы. В 1917 г. создал во Франции Шекспировское общество, ставил пьесы У. Шекспира. В 1922–1930 гг. руководил театром «Одеон». В 1926 г. создал Всемирное театральное общество.Режиссёры Люнье-По Орельен-МариЛюнье́-По Орелье́н-Мари́ (1869–1940), французский театральный режиссёр, актёр. Один из крупнейших представителей театрального символизма. Основатель театра «Эвр» («Творчество»; Париж, 1893), программой которого стала разработка символистской сценической эстетики. Сотрудничал с М. Метерлинком, художниками группы «Наби» и др. Постановщик этапного в истории мирового театра спектакля «Король Убю» А. Жарри (1896), который принято считать началом авангардного театра 20 в.Страны мира. Зрелищные виды искусства Франция. Театральное искусствоТеатра́льное иску́сство Фра́нции. Традиция средневекового театра Франции восходит к искусству бродячих актёров (жонглёров, вагантов, трубадуров), в 10–13 вв. связана с появлением литургической драмы и миракля. Профессионализация театра связана с появлением мистерий и моралите в 15–16 вв. В 1634 г. А. Ж. дю Плесси де Ришельё основал Французскую академию (официально открыта в 1635), в которой сформировались драматургические принципы классицизма, которые разрабатывали Мольер, Н. Буало, Ж. Расин, П. Корнель). В 1791 г. принят Декрет о свободе театров (отмена монополии). С начала 19 в. сохранялось деление театров на привилегированные, получавшие государственную поддержку («Комеди Франсез», Парижская опера и др.), и «бульварные» (частные, в том числе «Порт-Сен-Мартен», «Амбигю-Комик», «Гёте» и др.). Во 2-й половине 19 в. зародился режиссёрский театр, его основатель – А. Антуан. В 1927 г. создан «Картель» («Картель четырёх») – Ш. Дюллен, Л. Жуве, Г. Бати, Ж. Питоев; режиссёры «Картеля» (кроме Питоева) сотрудничали с «Комеди Франсез». В 1920-х гг. появились авангардные направления искусства (дадаизм, сюрреализм), оказавшие мощное воздействие на теорию «театра жестокости» А. Арто. В 1947 г. в результате деятельности Ж. Вилара основан Авиньонский фестиваль, давший импульс мировому фестивальному движению). В 1950-х гг. формировался абсурда театр (постановки Р. Блена по пьесам А. Адамова, С. Беккета, Ж. Жене, С. Мрожека и др.). Знаковыми для театрального процесса 1980-х гг. стали деятельность П. Брука и возглавляемый им Международный центр театральных исследований в Париже (спектакль «Махабхарата», 1985). Значительным эстетическим открытиям на рубеже 20–21 вв. способствовала международная деятельность А. Мнушкиной. В 1990 г. по инициативе министра культуры Ж. Ланга и Дж. Стрелера создана международная ассоциация «Союз театров Европы» (Нантер). Высшая театральная награда Франции – премия «Мольер». В Париже с 1972 г. ежегодно проводится международный «Осенний фестиваль» современного искусства (театра, танца и др.), с 1990 г. – фестиваль музыки, танца, театра и кино «Летний квартал». Театральные фестивали проходят в Марселе, Бордо и многих других городах.Актёры Питоев ЖоржПито́ев Жорж (1884–1939), российско-французский актёр, театральный деятель. Входил в экспериментальное театральное объединение «Картель четырёх» (Cartel des Quatre). Игра отличалась импровизационностью и психологической достоверностью. С 1915 г. в Женеве, с 1922 г. в Париже. Ставил русскую символистскую драматургию на французской сцене. Поставил свыше 200 спектаклей, большинство – в собственной сценографии.Актёры Оссейн РоберОссе́йн Робе́р (1927–2020), французский актёр, режиссёр, продюсер. С конца 1940-х гг. выступал как театральный актёр и режиссёр; в 2000–2008 гг. возглавлял парижский театр «Мариньи». В кино с 1954 г. Среди ролей: граф Жоффрей де Пейрак («Анжелика, маркиза ангелов», 1964; «Анжелика и король», 1966; «Неукротимая Анжелика», 1967; «Анжелика и султан», 1968). В 1980-х гг. выпустил экранизации: «Отверженные» по роману В. Гюго (1982; Специальная премия Московского Международного кинофестиваля, 1983; номинация на премию «Сезар» в том же году) и «Красная икра» по собственному роману (совместно с Ф. Даром, 1986). Кавалер (Указ от 31 декабря 1989), Офицер (2000), Командор (2006) Ордена Почётного легиона. Командор (1994), Великий офицер (2019) Национального ордена «За заслуги». Командор Ордена культуры Монако (2006).Актёры Жуве ЛуиЖуве́ Луи́ (1887–1951), французский актёр, режиссёр, театральный деятель. Учился у лучших мастеров «Комеди Франсез» (1908–1911; в 1937–1938 – приглашённый режиссёр). Актёр театров Парижа: «Театр искусств» (1911–1913), «Старая голубятня» (1913–1922), «Комедия Елисейских Полей» (с 1922; руководил театром в 1924–1934), «Пигаль» (1930–1931). Получил признание как режиссёр после премьеры спектакля «Кнок, или Торжество медицины» Ж. Ромена (1923, Жуве в роли Кнока). В 1927 г. выступил одним из создателей театрального объединения «Картеля четырёх» (в составе Ш. Дюллена, Г. Бати, Ж. Питоева и Жуве). В 1934–1951 гг. руководитель театра «Атеней» (Париж), где поставил ряд спектаклей (с 1951 театр носит его имя). С 1913 г. снимался в кино, в том числе в фильмах Ж. Ренуара, М. Карне, Ж. Дювивье, принёс в кинематограф высокую культуру речи, жеста и мимики. Поставил фильм «Кнок» (1933; совместно с Р. Гупийером). Автор многочисленных статей и книг, посвящённых искусству театра. С 1931 г. преподавал в Парижской консерватории (профессор с 1934). Награждён орденом Почётного легиона (1950).Актёры Дюллен ШарльДюлле́н Шарль (1885–1949), французский актёр, режиссёр, педагог, театральный деятель. С 1905 г. играл в небольших театрах на окраинах Парижа. В 1907–1908 гг. в театре «Одеон» под руководством А. Антуана. Художественные вкусы Дюллена формировались под влиянием П. Пикассо, М. Жакоба, Г. Аполлинера. В 1922 г. основал в Париже театр «Ателье», превратившийся в один из знаменитых авангардистских театров Франции. В 1927 г. вместе с Г. Бати, Ж. Питоевым и Л. Жуве вошёл в «Картель четырёх» – театральное объединение, сыгравшее важную роль в истории французского сценического искусства. Ставил спектакли в «Комеди Франсез», возглавлял «Театр де ла Сите» (оба Париж). Снимался в кино («Шахматист», 1927; «Отверженные», 1933; «Вольпоне», 1941, и др.). Вёл педагогическую деятельность, среди учеников – А. Арто, Ж.-Л. Барро, Ж. Вилар, Э. Декру, М. Марсо, Ж. Маре.Продюсеры Балиев Никита ФёдоровичБали́ев Ники́та Фёдорович (1877–1936), актёр, режиссёр, театральный деятель. В 1906–1912 гг. актёр и пайщик Московского Художественного театра (МХТ). Один из организаторов и участник «капустников» МХТ, на основе которых совместно с миллионером Н. Л. Тарасовым в 1908 г. создал первый в России театр-кабаре «Летучая мышь». Родоначальник жанра конферанса в России. С 1920 г. в эмиграции. В Париже возродил «Летучую мышь», гастролировал по Европе и Америке. В программе нередко принимали участие Ф. И. Шаляпин, А. М. Давыдов и др.Режиссёры Арто АнтоненАрто́ Антоне́н (1896–1948), французский актёр, режиссёр, теоретик театра, поэт, художник. Один из крупнейших теоретиков театра 20 в., оказавший влияние на развитие театрального искусства Европы (особенно театра абсурда) после Второй мировой войны. По Арто, театр призван изменить мировосприятие зрителя путём сильного эмоционального воздействия; он должен не повторять повседневную реальность, но создавать свою собственную, обращая зрителя к метафизическим глубинам жизни в её изначальной жестокости и для этого уподобляясь магическому действу. В 1924–1926 гг. примыкал к сюрреалистам, в 1932 г. опубликовал манифест «Театра жестокости». С 1937 г. до конца жизни – в психиатрической клинике.Режиссёры Бати ГастонБати́ Гасто́н (1885–1952), французский режиссёр, актёр, художник театра. Считал, что художественный образ спектакля возникает на пересечении всех видов искусств и рождается в действии, поэтому театр должен преодолеть зависимость от литературы. Автор ряда теоретических работ, в том числе манифеста «Маска и кадило» («Le Masque et l’Encensoir», 1926). В 1926 г. вместе с Ш. Дюлленом, Л. Жуве и Ж. Питоевым вошёл в театральное объединение «Картель». В 1930–1947 гг. руководил театром «Монпарнас» («Монпарнас-Бати»), с 1936 г. вместе с другими членами «Картеля» возглавлял «Комеди Франсез».